Цифровая печать по-каталонски

Участники бизнес-делегации, организованной министерством промышленности и торговли Российской Федерации для посещения выставки ITMA, смогли посетить ведущее испанское текстильное производство Textprint S.A., расположенное недалеко от Барселоны. Причём интерес к данному визиту был так велик, что, узнав о запланированной поездке, число участников, представляющих различные предприятия России, выросло вдвое.

Согласовать посещение предприятия, да ещё во время выставки, было очень непросто, так как владельцы Textprint S.A. не очень любят пускать к себе посетителей. Однако благодаря просьбе представителя компании MS Printing Solutions г-на Рикардо Серра, ответственного за европейский рынок, и активному участию в организации визита сотрудников российской компании «Текстиль и технологии» (партнёра MS Printing Solutions в России) данная поездка успешно состоялась.

У входа на производство нас встретил один из владельцев компании Джозеп Эспигуль (Josep Espígul). Он рассказал о том, чем занимается компания. В основном это печать на эластичных тканях для производства купальников и нижнего белья (основной материал — лайкра, полиамид), также осуществляется печать на полиэстере, хлопке и даже шёлке.

Компания основана в 1972 году. Всё это время она занималась исключительно печатью, в те годы ещё ротационной и трафаретной, а также выполняла отделку ткани после печати. С тех времён в компании скопилось огромное количество трафаретных рам с изображениями, которые хранятся в компании и используются для повторных тиражей постоянных клиентов. Несмотря на почти полный переход на цифровую печать, заказы на допечатки старых тиражей по-прежнему существуют. Для этого на производстве сохранены две трафаретных линии, при этом так как речь идёт о дополнительных тиражах, то минимальный заказ составляет всего 80 метров (правда, очень дорого).

В настоящий момент компания производит около двух миллионов метров ткани в год, из них 90% составляет цифровая печать. Здесь, как мне кажется, Josep Espígul сильно преуменьшил объём производства — как минимум в несколько раз. При этом была названа стоимость печати — 4 евро за 1 метр (насколько можно верить этой цифре, тоже не очень понятно, но из беседы с представителем MS выяснилось, что это не самая низкая цена на рынке услуг цифровой печати).

Так как оборудование для традиционной печати приобреталось много лет назад у компании MS Italy (которая до наступления цифровой эры занималась производством аналоговых печатных машин), то при переходе к цифровой печати менять проверенного и надёжного поставщика никто не стал.

В настоящий момент на производстве работают уже 4 машины компании MS Printing Solutions: JP4 для печати на сублимационной бумаге, JPK evo, использующаяся для прямой печати реактивными чернилами с дополнительными флуоресцентными цветами, а также 2 машины, имеющие идентичный набор чернил, — JP7 для печати тестов и образцов (!) и Lario — для серийного производства.

Lario была выбрана в конфигурации с семью цветами, что, по мнению Джозефа, идеально подходит для выполняемых на производстве заказов.

После краткого вступительного слова нас провели по всему производству Texprint, показав все производственные участки, ответили на все наши вопросы, но, к сожалению, практически не разрешали фотографировать.

Сказать, что мы не были удивлены невозможно! Набор оборудования выглядит фантастически, причём это в первую очередь не оборудование для цифровой печати, а всё остальное, что необходимо для подготовки ткани к печати, а также её обработки после печати. Основные инвестиции в производство были сделаны именно в эти виды оборудования. И это как раз то, что является для многих основным сдерживающим фактором от создания подобных производств с нуля.

Удалось увидеть и ещё одну очень интересную вещь, с которой никому из участников поездки ранее сталкиваться не приходилось. В двух машинах, работающих в паре — JP7 (для печати тестов) и Lario — я увидел, что используются по два чёрных цвета. За разъяснениями я обратился к сопровождавшему нас в поездке коммерческому директору компании «Текстиль и технологии» Григорию Суменкову. Его ответ удивил ещё больше. Вот что он рассказал: «Второй чёрный цвет — это не реактивный чёрный, а кислотный чёрный. Основная идея заключается в том, что большинство современных реактивных красителей являются бифункциональными, то есть подходят как для крашения целлюлозных волокон, так и для белковых и полиамидных тканей. Единственный цвет, который нужен строго кислотный, чёрный. Соответственно, по этой причине машина Lario имеет 7 секций. Надо только не забывать, что если какой-то цвет не используется длительное время, то велик шанс засыхания печатных головок, если за ними не ухаживать более тщательно».

Попытаюсь объяснить, почему я считаю 1 800 000 метров в год сильно заниженным показателем. В нашем присутствии Lario печатала со скоростью 20 метров минуту, что составляет 1200 метров в час. Не самая высокая скорость была обусловлена очень насыщенным, практически чёрным изображением, напечатанным на пробой ткани. Даже если считать, что машина работает только 8 часов день, 5 дней в неделю, то получаем: 1200 х 8 х 5 х 52 = 2,5 миллиона метров в год. А это очень малая по времени загрузка только одной машины из имеющегося парка, пусть и самой быстрой.

Ещё один аргумент в поддержку моих сомнений — новость из газеты ITMA Daily News о приобретении Texprint во время выставки ещё одной машины MS JPK evo.

Данная поездка подтвердила мнение, что цифровая печать по текстилю уже не будущее, а прочное настоящее. Мы увидели, что к цифровой печати достаточно просто перейти крупным традиционным производствам, так как у них есть всё необходимое оборудование для обработки ткани до и после печати. Такой переход позволяет им сразу добиться большой загрузки производства, причём с хорошей маржинальностью. Надеюсь, что итогом посещения выставки ITMA для российских предприятий станут новые проекты запуска цифровых печатных производств, подобных тому, что мы увидели в Textprint S.A.

Михаил Шпилькин