Один из четырёх текстильных центров Konica Minolta в мире создан в России

Один из четырёх текстильных центров Konica Minolta в мире — таков статус текстильного департамента российского подразделения компании, созданного около года назад. В связи с этим мы задали вопросы руководителю этого департамента Максиму Максимову.

МШ: Очередной финансовый год в компании Konica Minolta завершается в конце марта 2020 года. Примерно в эти же даты исполняется и год, как создан текстильный департамент, который вы возглавляете. Какова на текущий момент структура департамента?

ММ: Начну с того, что есть ещё более значимая дата для компании Konica Minolta. В 1999 году был создан прототип первого принтера Nassenger. Таким образом, в прошедшем году мы отметили 20-летие текстильного бизнеса компании Konica Minolta.

Российский офис Konica Minolta отметит годовщину текстильного департамента весной 2020 года. Структура в настоящий момент очень компактная, я в одном лице возглавляю департамент и занимаюсь развитием бизнеса. В конце прошлого года два наших инженера прошли обучение в Японии. В течение двух недель их обучали запуску, ремонту и обслуживанию принтера Nassenger 8, кроме этого было проведено ознакомительное обучение с работой принтера Nassenger 10 и однопроходной линии Nassenger SP-1e. Дополнительно для них организовали обучение по всему технологическому циклу от пропитки тканей до постпечатной обработки на базе действующей текстильной фабрики в Киото.

МШ: Какова структура продаж?
ММ: Сейчас мы продаём в России, Узбекистане, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане и Белоруссии. С 2013 года в России продвижением текстильного оборудования занималась компания «Пятый партнёр». Они начинали этот бизнес в то время, когда появился первый Nassenger Pro60.

В тот момент рынок ещё был слабо развит и продажи шли медленно. На сегодняшний день у компании есть работающее производство, которое выполняет небольшие заказы. Это полный цикл: пропитывание материала, стирка и постобработка. Для печати используются два принтера — Nassenger Pro60 на кислотных чернилах, в основном для печати тканей из полиамида и шёлка, и Nassenger 8 для реактивной печати на хлопке и вискозе (используется в 8-цветовой конфигурации с 16 головками). Этот принтер можно модернизировать до 32 головок в 8-цветной схеме и до 36 головок в 9-цветной, но для тех целей, которые ставит перед собой «Пятый партнёр», имеющейся конфигурации достаточно, и в ближайшее время модернизация для него не потребуется. В настоящий момент компания продолжает заниматься продажами и предоставляет услуги демонстрационного зала в Москве.

Один из четырёх текстильных центров Konica Minolta в мире создан в России
Руководитель текстильного департамента Konica Minolta Максим Максимов (в центре) и инженеры компании

МШ: Каковы предварительные итоги прошедшего года? Что удалось сделать за этот период?
ММ: Очень много вложено в популяризацию текстильного направления Konica Minolta в России и странах СНГ. Мы участвовали почти во всех текстильных мероприятиях — как в России и Узбекистане, так и по всему миру.

В Барселоне на ITMA вместе с итальянским текстильным центром Konica Minolta и на ShanghaiTex вместе с китайским текстильным центром — именно текстильными региональными центрами.

В мире компания Konica Minolta выделила всего 4 региона, которые могут самостоятельно продавать текстильные принтеры. Это Konica Minolta BCN (Китай), Konica Minolta IJIT (Италия) и Konica Minolta BR (Россия), в Индии работает сильнейший дистрибьютор Konica Minolta. Все остальные регионы обслуживаются непосредственно из штаб-квартиры в Японии.

МШ: Получается, что Konica Minolta созданием текстильного департамента в России сделала ставку на развитие российского рынка?
ММ: Верно. Моя недавняя поездка в Токио как раз это подтверждает. Топ-менеджмент штаб-квартиры Konica Minolta сейчас рассматривает российский регион как возможный центр развития текстильной промышленности и оказывает серьёзную поддержку — как техническую, так и финансовую, в том числе в предоставлении специальных условий для клиентов.

МШ: Расскажите о преимуществах линейки текстильных принтеров Konica Minolta.
ММ: Немного теории. Как нам известно, текстильные принтеры делятся на разные типы и подтипы: на принтеры для прямой печати по готовым изделиям (DTG), принтеры для прямой печати по рулонным тканям и трикотажу (DTF) и принтеры для печати на сублимационной бумаге с последующим термопереносом изображения на текстиль.

Принтеры Konica Minolta — это исключительно DTF (Direct-to-Fabric), соответственно, мы не производим сублимационные принтеры и принтеры для печати на футболках. DTF-принтеры подразделяются на принтеры широкого формата (шириной до 2 м) и сверхширокого формата (от 2 м), в том числе для печати со специфическими требованиями.

В нашем ассортименте все принтеры с шириной рабочего поля 1850 мм, потому что мы сосредоточены в первую очередь на печати материалов для производства одежды — как для массового рынка, так и для одежды класса люкс и аксессуаров, а для их производства в основном используют рулоны с шириной материала от 1100 до 1800 мм. И во вторую очередь — на печати сопутствующих товаров, например домашнего текстиля.

Происходит унификация производства, и печать постельного белья, скатертей и занавесок экономически оправданнее производить именно как сопутствующие к основной производимой продукции.

Вы заметили, что сейчас все новые серии одеял выпускают в новом формате — 1,75×2,0 метра? Это говорит о том, что больше постельного белья печатается на тех же принтерах, что и одежда. Нет никакой надобности выстраивать весь производственный цикл под принтер шириной 2200–2400 мм, если не обеспечена загрузка такого производства на 100% однотипной продукцией, оправдывая подобные действия компоновкой под евростандарт: пододеяльник 2×2 + наволочки. И, соответственно, нет никакой необходимости вкладывать дополнительных 20–30% инвестиционных средств в проект, а именно на столько произойдёт удорожание за счёт увеличения ширины печати.

Один из четырёх текстильных центров Konica Minolta в мире создан в России
Пример постельного белья с однотонной подложкой на сайте известной торговой сети

ММ: Самая продаваемая модель во всём мире — это Nassenger 8. Этот принтер прост в управлении и необычайно надёжен. С момента промышленного выпуска Nassenger 8 в 2016 году, за время его работы по всему миру, не произошло ни одного выхода из строя печатающих головок.

Некоторые клиенты используют принтер Nassenger 8 как дополнительный в ряду нескольких или как вспомогательный для печати образцов, если основную работу делают на принтере Nassenger 10. Но чаще всего клиенты выбирают этот принтер для входа в рынок. В базовой конфигурации он относительно недорог, однако в любой момент можно произвести модернизацию и добавить печатающие головки или дополнительный цвет.
То есть он может конфигурироваться как 16 головками, для совсем небольших объёмов печати или для небольших производств, так и 32 головками, и это уже будет производительная машина в конфигурации 8 цветов. Также может быть добавлен дополнительный цвет и прибавлено ещё 4 головки. Дополнительный канал может использоваться для пенетрации (глубокого проникновения цвета) или в роли дублирующего. Например, многие клиенты в Турции любят использовать дополнительный чёрный, более глубокий, а отдел R&D Konica Minolta всё время работает над улучшением глубины этого цвета, и сначала была выпущена серия Extra Black, которая была значительно глубже по цвету, чем обычный Black. А сейчас выпущена новая серия, Ultra Black, в которой ещё более глубокий чёрный цвет.

Следующая, в 2,5 раза более производительная машина, — это Nassenger 10. Конечно, это намного более интересная машина с точки зрения функционала. У неё серьёзно проработан движущий механизм, и на ней можно печатать разнообразные материалы
в более производительном режиме. На самой большой скорости она печатает около 1000 м² в час, а в режиме высококачественной печати — около 400 м² в час.

Nassenger SP-1e — это флагман, однопроходная машина. В мире уже инсталлировано 7 таких машин. Запуск седьмой машины прошёл осенью на фабрике Shrijee Lifestyle (крупнейший поставщик услуг цифровой печати для брендов Zara и H&M в Индии). Шесть машин печатают реактивными чернилами, и одна компания в Италии печатает на SP-1 синтетику.

МШ: Чего следует ждать в ближайшее время? В каком направлении развития — вверх, вниз, будет расширяться модельный ряд?
ММ: В ширину точно нет. Ведётся много исследований в отношении чернил. Большое внимание уделяется безопасности персонала во время печати, добавлено несколько новых датчиков и опциональных конструкций. Ведутся исследования в отношении головок. Возможно, будут использованы технологии струйных головок Panasonic Precision Devices, приобретённые у компании Panasonic в 2018 году. Конечно же, сейчас наш конёк — печатающая головка KM1024i-SAE, которая до сих пор считается самой надёжной. После выставки ITMA официальная статистика показала, что Konica Minolta — это единственный производитель, у которого продажи удвоились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (по данным WTiN).

В головке KM1024i-SAE сопла утоплены (см. рисунок), и это напрямую влияет на увеличение её срока жизни, в отличие от печатающих головок, которые используют большинство принтеров наших конкурентов. Основная проблема этих головок в том, что сопла слишком обнажены. Клиенты, столкнувшиеся с проблемой выхода из строя головок, говорят, что эти головки плохие, но это не так.

Данные головки гибнут не из-за того, что плохие, а из-за того, что они слишком нежные и требуют выполнения многих требований для стабильной работы при печати на тканях. Когда речь идёт по печати на сублимационной бумаге, проблем быть не должно, так как бумага более однородна по своей структуре и на её поверхности меньше инородных вкраплений. В случае с тканями и трикотажем всё иначе. К примеру, фабрика работает с суровьём или материалом заказчика, а материал может оказаться низкого качества; на фабрике нет газоопаливающего оборудования для очистки материала от мусора; партия тканей может оказаться разнородной и некоторые рулоны из разных партий могут быть сшиты вместе; может быть, персонал не соответствует процессу и т. п. Все эти факторы напрямую влияют на состояние головки и, как показывает статистика, после 1–2 лет использования в подобных условиях головки, используемые в большинстве принтеров, неработоспособны. Головки Konica Minolta в этом плане более надёжные.

Один из четырёх текстильных центров Konica Minolta в мире создан в России
Я посетил несколько предприятий в Китае, требования к производству в которых, мягко говоря, не соблюдены. Внутри принтеров видны следы обуви, однако в разговоре с владельцами и начальниками производств удалось узнать, что за 3–4 года ни разу ничего не подлежало замене и до сих пор они получают печать неизменного качества.

МШ: Как компания подходит к рециркуляции чернил?
ММ: Нам она не нужна. Потому что у нас реализована валковая система очистки головок, в отличие от вайперной, которая используется в большинстве других принтеров. Также мы используем жидкость собственной разработки для чистки печатающих головок. Кроме вышеперечисленного, в принтерах Nassenger реализованы функции распознавания и замещения сбойных дюз, а в SP-1e распознавание неровностей материала и поднятие головочного блока. Большое внимание уделяется чёткому взаимодействию с оборудованием сторонних производителей, таким как сушки, механизмы размотки, натяжения и протяга при печати трикотажа. Я видел на фабриках добротные китайские принтеры для прямой печати по текстилю, однако большая часть из них использовалась для печати на сублимационной бумаге, так как при печати тканей, и особенно трикотажа, они сильно ограничены в скорости. Высокая скорость и качество печати на трикотаже во многом зависит не от количества печатающих головок, а от конструкции принтера и наличия специальных протяжных механизмов, которые сильно удорожают стоимость.

МШ: Понимаю, что за счёт качественных комплектующих и расширенного опционала принтеры Nassenger дороже принтеров китайских производителей. А если сравнивать с европейскими производителями?
ММ: В сравнении с европейскими принтерами мы находимся в одном диапазоне по всему модельному ряду, в том числе и по однопроходным машинам. Высшая текстильная лига определяется наличием однопроходных печатных комплексов в своей линейке продуктов. Все наши прямые конкуренты в Европе раньше занимались проектированием линий ротационной печати. Konica Minolta — пример удачной коллаборации с другой японской компанией Toshin Kogyo (Ichinose), которая выпускает одни из лучших ротационных линий в мире. В процессе обмена технологиями с Ichinose удалось получить идеально сбалансированную транспортную систему для производства Nassenger SP-1e.

Однопроходные машины — это годы исследований и инженерных разработок. Поэтому машины у всех производителей примерно одинаковой стоимости. У нас немного дороже чернила, но дешевле головки и их срок жизни в несколько раз длиннее. Поэтому клиент при выборе просто должен определиться, что ему удобнее, — платить меньше за чернила или не переживать о замене головок. Например, в максимальной комплектации Nassenger SP-1e в 216 модулях расположено 432 печатающих головки.

МШ: Какую гарантию Konica Minolta предоставляет своим клиентам?
ММ: Стандартная гарантия 1 год, однако она может быть расширена до 3 лет при соблюдении определённых требований с нашей стороны. Так как в производстве принтеров Nassenger применён комплексный подход: собственные печатающие головки, выверенная рецептура чернил, расширенный функционал оборудования, чётко сбалансированный транспортный механизм и отлаженное взаимодействие
с оборудованием сторонних производителей, то мы можем прогнозировать и гарантировать результат, в том числе повторяемость качества печати на нескольких принтерах Nassenger сразу. С чем это связано? Оборудование (железо и электроника) всегда от одного и того же производителя, оно стабильно и постоянно тестируется в инженерных лабораториях. Головки одни и те же. Чернила постоянно усовершенствуются, и под них постоянно прорабатывается химия для пропитки, что тоже в какой-то степени может прогнозировать предсказуемый результат.

До того как я начал работать в Konica Minolta, при поставке принтеров Nassenger специалисты текстильных центров Konica Minolta рекомендовали использовать для создания пропиточного раствора специфические компоненты, в основном японских производителей, которые в России найти вообще невозможно. Для небольшого бизнеса это практически неразрешимая проблема.

Во время своего визита в августе в штаб-квартиру мы поговорили с химиками компании, и специально для нас была подобрана рецептура, использующая компоненты Huntsman. С компанией Huntsman у нас очень хорошие отношения, и сейчас есть договоренность
о предоставлении этой химии и консультировании наших клиентов в России. Это идеально подобранный комплект пропитки, который гарантирует результат качественных отпечатков.

Помимо этого, на выставке ITMA в Барселоне я познакомился с представителями одной индийской компании. Находясь в Токио, я порекомендовал протестировать эти материалы нашим химикам. И вот недавно пришёл ответ из штаб-квартиры о том, что результаты тестирования положительные. Третья пропитка, которую теперь рекомендует Konica Minolta, это индийская компания Sarex Chemicals.

МШ: В 2019 году выставки проходили в Москве и в различных странах мира. Какие региональные особенности на различных рынках? Что из этого может быть полезно для нашей страны? Какие выставки в 2020 году вы рекомендуете посетить и почему?
ММ: В России мы участвовали во всех выставках, которые есть: «Интерткань», «Текстильлегпром», Be In Open и т. п. Налицо динамика развития клиентов. Ранее я участвовал в этих же выставках, и было видно, что запросы со стороны потребителей и со стороны клиентов не были чётко сформулированы ещё пару-тройку лет назад. В этом году я увидел большее понимание со стороны рынка, чего рынок хочет. Появляется осмысленное сегментирование запросов по типам печати: пигментная печать, DTG-печать, сублимация для рекламы и промоодежды и, конечно же, запросы на печать по натуральным материалам. По атмосфере мне лично больше всего понравилось на Be In Open.

ITMA, которая была в Барселоне, это явный эталон, к чему вообще надо стремиться. Там можно посмотреть всё-всё-всё в финальной степени развития и в концептах, которые будут закладывать тренды на несколько лет вперёд. А вот если говорить о том, что могло бы быть полезно именно сегодня, то мне как раз понравилась выставка ShanghaiTex, на которой можно купить или получить именно те технологии, которые нужны прямо здесь и сейчас, то есть не трендовые, а именно для сегодняшнего производства.

И очень много представлено различного оборудования для лабораторных исследований. Такого количества я, наверное, не видел нигде. Реально очень крутая подборка различного оборудования для тестирования — на усадку, цветоустойчивость, выстирывание и так далее.

МШ: То есть надо ехать на китайскую ITMA Asia & CITME 2020?
ММ: Да, я думаю, многие для себя что-то найдут. FESPA в принципе всегда показывала какой-то рост. И она точно должна быть интересна для производителей рекламной продукции.

Активный центр — это Индия. Однозначно стоит обратить внимание на Индию, на её развитие, потому что там сейчас бум всего, в том числе текстиля. Сейчас основная концентрация денег в Нью-Дели, там же растущее потребление
и масс-маркет. То, что раньше многие находили для себя в китайском Гуанчжоу, сейчас всё это нужно искать в Нью-Дели. Китай сильно изменился, стал дорогим. Многое производить уже невыгодно, например кулирку. Реальный прожиточный минимум в Шанхае около 13 тысяч юаней (около 2000 долларов). Поэтому Китай должен быть интересен для производителей более дорогой продукции.

МШ: В ноябре вы посещали китайские фабрики, клиентов Konica Minolta. Что показалось интересным?
ММ: Да, кроме участия в выставке ShanghaiTex мы организовывали визиты на несколько фабрик для наших клиентов из России и Узбекистана. Запомнился настоящий текстильный кластер в Шаосине. На территории промзоны сконцентрировано огромное количество печатающих компаний. Все принтерии используют принтеры разных производителей, печатают на разных материалах, в основном печатают для агентов экспортных рынков, почти у всех свои зрельники, а вот пропитывание материалов и стентирование делается в унифицированной независимой компании на территории этого кластера. Кооперация возможна!

Особенно запомнился визит на фабрику Tongyixin на юге Китая. В Tongyixin смогли реализовать модель бизнеса, которая соединила в себе создание паттернов и дизайнов, печатное производство и постобработку, продажу готовой продукции через собственную интернет-площадку. Печатное производство разделено на два блока.

Один блок печатает исключительно сублимационную бумагу (два принтера Homer и более 20 принтеров Mimaki, раньше было 40, но сейчас идёт процесс модернизации оборудования в пользу более производительного). Второй блок — это полностью печать натуральных тканей.

Вообще, компания знаменита тем, что она печатает до 20 километров шёлка в день. Для прямой печати используется исключительно оборудование Konica Minolta: пять принтеров Nassenger Pro120, Nassenger 1000, три Nassenger 10 и последнее приобретение — Nassenger SP-1. Это единственное производство в Китае, у кого стоит однопроходный SP-1.

Решение о его покупке было принято, потому что он позволяет очень быстро выполнять заказы по печати шёлка. Во время нашего визита поступило несколько километровых заказов, которые печатались в течение часа. Видео об этом предприятии размещено на нашем канале YouTube.

МШ: Осенью прошлого года состоялось публичное представление вашего крупнейшего на данный момент проекта в России — производства компании D-Tex. Как развивается ситуация с монтажом и запуском оборудования?
ММ: Сейчас проект уже на финишной прямой. Скорее всего, в этом месяце будет тестовый запуск. И уже, наверное, ближе к середине лета они выйдут на промышленные мощности.

Один из четырёх текстильных центров Konica Minolta в мире создан в России
D-Tex — это сильный проект. Качественная подборка оборудования, высококвалифицированный персонал и хороший план развития на будущее. D-Tex провёл большую работу по подготовке к запуску проекта, исследованию спроса и мониторингу потребностей рынка, принял участие в нескольких выставках задолго до запуска оборудования (редкое для нашей страны явление). С большим удовольствием слежу за развитием этого проекта.

Беседовал М. Шпилькин