Цифровизация текстильного производства на примере компании «Димитекс»

Фабрика тканей «Димитекс» — это молодая, но уже хорошо известная рынку московская компания, объединившая в своём коллективе опытных специалистов в области текстильных печатных технологий. «Димитекс» специализируется на прямой и сублимационной печати на натуральных и синтетических тканях и наносит рисунки на трикотаж.

Ассортимент материалов, представленный в интернет-магазине «Метр ткани», поражает воображение — фабрика предлагает ткани на любой вкус: это цветочные и природные мотивы, геометрия, рисунки детской тематики и многое другое. Ткани можно выбрать для любых задач — от пошива постельного белья до роскошных платьев и интерьерного текстиля.

Отдельным направлением фабрики «Димитекс» является самостоятельный пошив одежды, домашнего текстиля и аксессуаров с цифровыми авторскими принтами. Легинсы, футболки, толстовки, куртки, пледы, шторы, текстиль для кухни — вот не полный перечень швейной продукции, которую предлагает компания.

«Димитекс» занимает активную позицию в жизни текстильной отрасли: участвует в ведущих выставках и конференциях, готовит на своей производственной площадке будущих специалистов текстильного печатного производства. О своей круглосуточной текстильной типографии, продукции и оборудовании для сублимационной печати в интервью «ЦТ» рассказал основатель и руководитель компании «Димитекс» Михаил Купавцев.

Цифровизация текстильного производства на примере компании «Димитекс»

Расскажите, пожалуйста, как пришла идея создать предприятие цифровой печати на ткани? С чего вы начинали — с какой продукции, с каких технологий?

Я занимаюсь печатью на ткани уже восемь лет. Сначала работал печатником, потом стал заниматься подготовкой макетов для печати, а затем стал самостоятельно делать сайты и заниматься продвижением готовой продукции. Занимаясь всем этим, постепенно начал разбираться в дизайне, технологии, оборудовании и продажах. А дальше, как, наверное, у многих, перепродажа небольших заказов и покупка собственного оборудования.

Вы начали свою деятельность совсем недавно. Вы не боялись рисковать, входя в уже очень насыщенный конкурентами сегмент? В чём вы чувствовали свои преимущества?

База постоянных клиентов — это основа любого бизнеса. А постоянными клиенты становятся только тогда, когда знают, что ты никогда не подводишь их по срокам и качеству, когда умеешь признавать свои ошибки и исправлять их за свой счёт. Сублимационная печать на текстиле — действительно очень насыщенный рынок, но даже здесь всегда можно найти своё пространство, занять собственную прибыльную нишу. У нас часто появляются новые клиенты, которых, например, подвёл текущий подрядчик — не выполнил своих обязательств по качеству или по срокам; бывает так, что мы выигрываем по расположению нашей компании, заказчикам удобно до нас добираться.

Цифровизация текстильного производства на примере компании «Димитекс»

Логотип вашей компании — слон. Какой смысл он несёт?

Нет абсолютно никакого смысла. У всех конкурентов логотипы привязаны к тканям, краскам или принтерам, все они похожи друг на друга. Мне хотелось, чтобы логотип не был привязан ни к чему. Это обычная практика, если хочешь выделится из общей массы и быть узнаваемым.

Цифровая печать на ткани требует серьёзных знаний и практических навыков. Как вы готовились к открытию производства? У вас и ваших коллег уже был опыт печати на текстиле?

К сожалению, в мире нет готовых книг и пособий по печати на тканях. Или я их ещё не нашёл.
Советские научные школы готовили технологов для больших предприятий, текстильных комбинатов. Оттуда выходили специалисты узкого профиля, готовые к работе на конкретном производственном участке. А у меня на производстве каждый сотрудник может заменить другого. Все умеют пользоваться графическими редакторами, по крайней мере все могут предварительно проверить файл и исправить его при необходимости.

Сейчас я сам собираю некоторую базу знаний, благодаря которой новый, неподготовленный, сотрудник сможет познакомиться с технологией печати.

Трудно ли вам было собрать профессиональную команду дизайнеров, печатников? Насколько большой у вас сегодня коллектив?

Дефицит квалифицированных кадров — это сегодня общая проблема отрасли, хотя в нашем секторе она стоит и не так остро как в других. Цифровая печать стала очень популярной, и хороших специалистов найти можно. Сейчас мы работаем, можно сказать, очень компактным коллективом, но бизнес развивается, мы расширяемся и уже набираем новых сотрудников.

Вы стремитесь сделать цифровую печать на тканях максимально доступной для любого швейного бизнеса. Какие шаги вы для этого предпринимаете?

Чем больше заказ, тем дешевле он обходится клиентам. «Димитекс» — это фабрика печати под конкретный заказ, и моя задача — небольшие, даже единичные заказы сделать по цене больших тиражей. Для этого мы собираем маленькие заказы в один большой. Здесь нет ничего новаторского. Этот этап уже проходили все типографии ещё 15–20 лет назад. Главное, сделать удобную платформу для выполнения этой задачи. Первым этапом у нас был собственный магазин тканей «Метр ткани», дальше мы приступили к разработке собственного приложения и конструктора.

Цифровизация текстильного производства на примере компании «Димитекс»

Профессиональное совершенствование — кредо вашей компании. Каким образом ваши сотрудники повышают свою квалификацию?

Я убеждён, что клиенты — это наши лучшие учителя. Каждый день, буквально каждый день, для решения задач, которые они перед нами ставят, приходится что-то придумывать, проявлять смекалку. Используем новые ткани, делаем раскладку под конкретное изделие, подбираем индивидуальное цветовое решение, придумываем рисунок. И хочется, чтобы результат был на уровне лучших итальянских дизайнеров. Мы их не копируем, но стараемся сделать ткани такими же привлекательными, как у них.

Вы предоставляете свою производственную площадку для практик и стажировок студентов профильных вузов. Эта услуга востребована? С какими учебными заведениями вы сотрудничаете?

Я уже четыре года являюсь председателем государственной аттестационной комиссии в колледже декоративно-прикладного искусства имени К. Фаберже. Но принимать экзамены не самое увлекательное занятие. Мне интересно работать со студентами, которые проходят практику у меня на производстве. Они не только приобретают дополнительные знания, но и готовят файлы для печати, создают принты и паттерны для нашего магазина, в общем набираются важного для их дальнейшей деятельности практического опыта.

Ваша фабрика работает буквально круглосуточно. Неужели к вам поступает так много заказов?

Мы работаем круглосуточно тогда, когда есть загрузка. Именно поэтому я не сказал, сколько человек у меня работает. Когда заказов много, выходят сменные сотрудники. Высокая загрузка у нас не зависит от сезона. Я думаю, она связана с тем, что мы предлагаем не только синтетические принтованные ткани, но и натуральные (соответствующее оборудование у нас тоже есть), то есть охватываем более широкий круг заказчиков. Плюс, конечно же, качество и сроки, которые мы не нарушаем, — всё это привлекает к нам клиентов.

Кто является вашими основными заказчиками? Какова география ваших поставок?

Моих заказчиков вы сможете увидеть на Wildberries и OZON. Раньше было очень много инстаграм-брендов. Сейчас, по понятным причинам, меньше.

Есть ли среди ваших заказчиков известные российские модельеры? Если да, то как происходит ваше взаимодействие?

С любым известным дизайнером работать очень тяжело. Для публики он большой и важный, он бренд, а для таких компаний, как моя, он очень маленький заказчик. Дизайнеры с именем работают с большим ассортиментом и очень небольшим объёмом. Можно сказать, что их коллекции широкие, но не глубокие.

В среднем им нужны 2–5 метров разных тканей. Они ведь делают бизнес не на объёме, а на качестве своих изделий. Эта категория не является моими клиентами. Хотя со многими из них я знаком лично, многим печатаем небольшие заказы. К слову сказать, у нас небольшие ателье и индивидуальные швеи заказывают больше.

Ваша компания печатает только на тканях или в вашем ассортименте есть и готовые швейные изделия с принтами?

С пошивом всё не так просто. Мы берём в производство только большие партии от 300 единиц и очень простые по крою изделия. Швейный бизнес всё-таки совсем другой род деятельности. Однако при необходимости некоторые большие партии мы заказываем на фабриках в регионах, шить у них дешевле. Но это отдельное направление.

Как часто вы обновляете коллекции тканей?

Раз в полгода. Сейчас для отрисовки паттернов мы начали использовать нейросети. Мы первыми предложили нашим клиентам такую услугу. Нейросеть умеет красиво рисовать, но нужен опыт для создания бесшовных паттернов. По опыту могу сказать, что сама по себе такая услуга не имеет спроса, но когда она встроена в общие процессы, то она становится очень востребованной. Мы используем её даже тогда, когда клиенты об этом не просят. Но когда они узнают о такой применённой технологии, они удивляются современным достижениям.

Какой заказ за время вашей карьеры в текстильном печатном бизнесе особо вам запомнился?

Первые два года работы я помнил. А сейчас уже ничего не удивляет. Возможно, это плохо, замыливается глаз и работа становится рутиной, но так устроен человек. Для меня любой заказ — обычные будни.

По вашим наблюдениям, каким тканям отдают предпочтение ваши заказчики — натуральным или синтетическим?

Очень интересный вопрос. Если компания стала моим клиентом, она не выбирает синтетику или хлопок. Она уже имеет свой ассортимент и коллекции. А так как синтетика в печати самая доступная, то чаще всего клиенты заказывают печать именно на ней.

Печать на натуральных тканях в России всегда была по каким-то космическим ценам. В этом сегменте не могло появиться клиентов с большим объёмом.

В число заказчиков натуральных тканей входили в основном рукодельницы, бывали и случайные заказы. Сейчас картина меняется. Мы объясняем клиентам, как получить цену, близкую к сублимации, от каких факторов зависит цена. Сегодня мы являемся единственной компанией в Москве, которая печатает пигментом на натуральном трикотаже по адекватным ценам.

Цифровизация текстильного производства на примере компании «Димитекс»

Отразилась ли на вашей компании сложности с поставками тканей, расходных материалов, запчастей к оборудованию?

Нет, мы ни в чём нужды не испытываем. Ситуация никак не повлияла на нашу работу.

Компания «Димитекс» располагается в первом в России технопарке лёгкой промышленности «Кунцево» в Москве. Даёт ли вам какие-то преференции такое расположение вашего предприятия?

Нет, пока никаких преференций мы не имеем. Однако это хорошая площадка для бизнеса — удобно расположенная и хорошо обустроенная.

Вы как-то сказали, что эпоха традиционных крупных текстильных фабрик уходит из-за грязного производства, однообразия тканей и не всегда высокого качества. Однако доля таких фабрик в мире ещё значительно превышает долю цифровых текстильных предприятий. Как вы можете это объяснить, ведь преимущества цифры как с точки зрения экологии, так и качества, оперативности смены дизайна и гибкости производства абсолютно очевидны?

Я думаю, что в будущем установится какое-то правильное соотношение гладкокрашеных тканей, ротационной и цифровой печати.

Это соотношение будет меняться в зависимости от текущих трендов, предпочтений потребителей и законодательства в области экологии. Действительно, пока во всём мире наблюдается значительный перекос в сторону ротационной и однотонной печати. Особенно удручающе выглядит этот перекос в нашей стране.

В России до сих пор нет ни одной цифровой однопроходной машины, а индустриальных больших машин примерно 8–10, среднеиндустриальных — до 40 штук. Это катастрофически мало для нашей страны. Но пока правительство занято другими отраслями, более важными. Дождёмся и мы своей очереди.

Кстати, в Советском Союзе на конец 80-х годов доля лёгкой промышленности была такой же, как и сельского хозяйства, это существенная часть. К этому нужно стремиться и, конечно же, не за счёт грязных текстильных технологий, а за счёт активного внедрения цифры.

У вашей фабрики серьёзные производственные мощности. На участке сублимационной печати у вас работают принтеры Mimaki для термотрансферной сублимации шириной 1,6 метра. Какие это модели? Почему вы остановились именно на оборудовании Mimaki?

Mimaki — это серьёзный бренд в сублимации, проверенный не только мной, но сотнями других компаний. Зачем искать иное, когда тебя всё устраивает — и качество, и производительность, и надёжность. У нас работают сублимационные принтеры Mimaki JV150 и TS100.

Сублимационный принтер Mimaki JV150 в своё время стал настоящим прорывом в цифровых печатных технологиях — в нём были реализованы самые передовые функции для качественной печати. Какие достоинства этого аппарата можете отметить?

Этот принтер работает у нас непрерывно и бесперебойно 24 часа в сутки. Он выдаёт отличное качество, скорость печати нас устраивает, обслуживается просто, оригинальные чернила доступны как по цене, так и по наличию у поставщика. Что ещё нужно для фабрики?

TS100 — это ваш второй принтер Mimaki. Почему вы снова обратили внимание на этого производителя? Что отличает две эти модели — JV150 и TS100?

Как я уже сказал, техника Mimaki зарекомендовала себя с самой лучшей стороны. Мы хорошо знаем её возможности, и они нас абсолютно устраивают. Поэтому и второй принтер у нас тоже Mimaki. TS100 — это новейший принтер, который печатает намного быстрее модели JV300, и по качеству печати он, на мой взгляд, выигрывает. Правда, чернила для нового принтера немного дороже, но они заметно ярче.

Компания Mimaki позиционирует принтер TS100 не только как доступное, но и очень экономичное в эксплуатации и обслуживании оборудование. Вы согласны с такой характеристикой этой модели?

Абсолютно согласен. Отличная модель для работы.

Для ваших задач какие режимы печати вы в основном используете — разрешение, количество проходов?

Всё зависит от задач. Для ровных заливок мы используем более медленные режимы с повышенным разрешением
и большим числом проходов, для цветов и акварели — более скоростные режимы.

Какими сублимационными чернилами вы печатаете? Что вы можете сказать об их яркости, скорости высыхания на бумаге, качестве термопереноса, стойкости к стирке?

Мы печатаем только оригинальными чернилами — Sb54 для принтера JV300 и Sb614 для TS100. Они яркие и стойкие, сохнут на бумаге быстро при любых заливках и в любых режимах печати, отпечатки на ткани именно такого качества, какого мы ожидаем. Никаких альтернатив искать ни сейчас, ни в будущем мы не собираемся.

Сублимационные чернила Mimaki имеют один из самых важных международных сертификатов гигиенической безопасности OEKO-TEX. Вы сообщаете своим клиентам о таких преимуществах своей продукции?

Конечно сообщаем. На сайте этому вопросу мы посвятили целый раздел. Гигиеническая безопасность тканей очень важна, ведь из них преимущественно шьётся одежда. В нашем случае клиенты могут быть абсолютно уверены, что ткани, отпечатанные в «Димитекс», им нисколько не навредят.

Недавно «Димитекс» приобрёл ещё один сублимационный принтер шириной уже 1,9 метра — это промышленный ARK-JET SUB 1900 с четырьмя новейшими печатающими головками Epson i3200. Что вас подкупило в этом принтере?

Нужно было выполнить срочный большой заказ. В наличии нашёл только этот принтер. В демозале поставщика всё протестировал, посмотрел и понял, что на нём смогу сделать этот заказ. Когда начали работать, оказалось, что принтер очень хороший. Печатает так, как и заявлено производителем. Этот принтер справился с задачей на все сто, нисколько не жалеем об этом приобретении.

Модель ARK-JET SUB 1900 обеспечивает высокие скорости печати. Вы пользуетесь этим преимуществом принтера? Какой максимальной производительности вам удалось достичь на этом принтере?

Конечно пользуемся, при том что и на высоких скоростях качество печати нас устраивает. Были случаи, когда печатали примерно 120 кв. метров в час. Такой производительности нам вполне хватает.

Какую цветовую конфигурацию в ARK-JET SUB 1900 вы используете? Устраивает ли вас цветопередача и яркость отпечатков?

Сейчас мы используем CMYK, но в будущем планируем перей­ти на восемь цветов. Чернила для ARK-JET SUB яркие, цветопередача соответствует ожиданиям. Этот принтер можно использовать для любых задач, для любых по рисунку и цветовой насыщенности дизайнов.

Принтер ARK-JET SUB 1900 оснащён инфракрасной сушкой. Насколько она эффективна при высоких скоростях печати?

Прекрасно справляется, тем более в этом принтере две сушки. Чернила не смазываются, отпечатки не липнут, можно не бояться их повредить.

Рисунки тканей часто предполагают наличие больших участков монотонной заливки, на которых видны любые погрешности. При печати на принтерах Mimaki и ARK-JET SUB вам удаётся преодолеть характерный недостаток — заметное полошение на таких участках?

Да, таких заказов с большим процентом сплошных заливок к нам поступает очень много, и принтеры Mimaki и ARK-JET SUB позволяют нам их выполнять с отличным качеством. И у принтеров Mimaki, и у ARK-JET SUB есть специальная функция, устраняющая полошение. Плюс к этому используем режимы с большим количеством проходов. Такие заказы более затратные, поэтому стоят дороже, но спрос на подобные ткани остаётся высоким, и наши принтеры позволяют напечатать их наилучшим образом.

Вместе с сублимационными принтерами Mimaki и ARK-JET у вас установлен каландровый термопресс TitanJet RTX4. Он, судя по всему, работает с очень высокой загрузкой. Насколько он стабилен при работе в таких условиях?

Каландр прекрасный, но хотелось бы быстрее. Действительно, каландр у нас очень загружен, но при этом стабилен в работе и не доставляет нам никаких хлопот. Сейчас я рассматриваю другие, более производительные модели TitanJet. Кстати сказать, помимо каландра у нас есть ещё и сушка TitanJet для пигментной печати. Так что можно сказать, что я амбассадор TitanJet в России.

Удобно ли заправлять материалы в каландр TitanJet RTX4? Равномерно ли он протягивает материалы?

Всё зависит от опыта. Когда привыкаешь, уже не замечаешь разницы между верхней и нижней загрузкой, все действия доходят до автоматизма. Механика каландра TitanJet RTX4 очень хорошо продумана и надёжна. Термоперенос проходит стабильно, отпечатки на ткани получаются яркими, без дефектов. Большего и не нужно.

Цифровизация текстильного производства на примере компании «Димитекс»

Какой плотности термотрансферные бумаги вы используете? Позволяют ли ваши принтеры и каландр использовать бюджетные тонкие бумаги?

И принтеры, и каландр абсолютно не требовательны к плотности сублимационной бумаги. Мы успешно используем бумаги 45–60 граммов. Для небольших заливок берём бумагу тоньше, для насыщенных принтов — плотнее.

Сколько погонных метров в сутки «сублимационных» тканей вы выпускаете?

В среднем мы печатаем в день от 600 до 1500 погонных метров, объём зависит от материалов.

Это предельные возможности вашего сублимационного комплекса Mimaki – ARK-JET – TitanJet или вы при необходимости можете увеличить объёмы, продолжая использовать только это оборудование?

Мы сможем увеличить объёмы, только расширив парк финишного оборудования. Одним словом, нам нужны ещё каландры. Один термопресс TitanJet не успевает за нашими тремя принтерами.

Оборудование Mimaki и TitanJet вам поставила компания «Смарт-Т», а принтер ARK-JET SUB 1900 — компания «КОВЧЕГ», обе они входят в единый холдинг. Как вы можете оценить ваше взаимодействие? Если вы решите расширить свой производственный парк, продолжите ли вы сотрудничество с этими поставщиками?

Это мои давние поставщики и самые большие в России. В этих компаниях работают прекрасные менеджеры, специалисты и инженеры, которые готовы помочь в любых обстоятельствах. Когда встанет вопрос о расширении нашего производства, я обязательно обращусь именно к ним. Всем, кто собирается обзавестись сублимационным комплексом или принтером для печати на натуральных тканях, рекомендую именно компании «Смарт-Т» и «КОВЧЕГ». Сотрудничество с ними будет максимально плодотворным!

Цифровизация текстильного производства на примере компании «Димитекс»