«Чудо-кроха»: в настоящий момент у российских швейных производств есть шанс начать производить продукцию на новом уровне

Cвоей эмоциональной оценкой состояния и перспектив швейной отрасли в нашей стране с нами поделилась Наталья Симонова, генеральный директор компании «Чудо-кроха».

«Чудо-кроха»: в настоящий момент у российских швейных производств есть шанс начать производить продукцию на новом уровне
«Чудо-кроха»: в настоящий момент у российских швейных производств есть шанс начать производить продукцию на новом уровне

«Я надеюсь, что у тех производств, которые выжили и которые используют этот шанс, будет возможность перейти на следующий уровень развития, то есть оснастить свои производства новым цифровым оборудованием и двигаться вперёд. Наша компания именно так и делает!» — говорит она.

Расскажите об идее и старте вашей компании.

Как мы начали в 1998 году выпускать головные уборы, так по сей день головные уборы и выпускаем. Мы занимаемся производством детских головных уборов, наш ассортимент — это детские ушанки, зимние шапки, шлемы, летние панамки, на все сезоны. Это наша специализация, и всё, что мы шьём, это шапки из трикотажа и тканей. При создании компании мы видели, какой высококачественный продукт делают некоторые европейские компании. У нас в стране таких изделий не было, и возникла идея создать в России компанию, которая производит детские шапки — удобные и функциональные. И вот уже почти 25 лет как мы этим занимаемся. Сейчас у нас работает уже более ста человек.

Наболевший вопрос: где вы берёте швей?

Выращиваем. Сложная история со швеями, очень не простая. У нас есть костяк сотрудников, работающих на производстве, и в городе есть колледж, где в том числе есть швейное направление, мы с ними сотрудничаем. Мы берём девочек из колледжа на стажировку (им нужно отрабатывать практику, получать практические навыки). Конечно, им более интересно быть оператором раскройного комплекса, чем швеёй. Ставим их на простые операции. На цифровую печать у нас также прекрасно люди встали, потому что им это интересно. Есть договорённость с мэрией, что мы на базе нашего предприятия будем делать учебный центр.

Какие у вас результаты по выпуску готовой продукции?

У нас есть сезонные колебания, от года к году экономическая ситуация разная, но мы производим от 900 тысяч до 1,1 миллиона изделий в год.

С какими каналами продаж вы работаете?

Последние пять лет мы работали практически со всеми сетями детских товаров: «Дочки сыночки», «Кораблик», «Детский мир», и, собственно, неплохо себя чувствовали, но с 2020 года сети начали валиться и сыпаться. «Дочки сыночки» объявили о банкротстве 12 января 2022 года, «Кораблик» напоминает «Титаник», не знаю, выплывет он или нет. Так что теперь работа с сетями это уже не самая интересная история, мы уже практически не продлеваем договоры.

Сейчас мы продолжаем работать с Wildberries (мы там уже 10 лет), «Детским миром» и «Озоном». И мы достаточно много отшиваем теперь для тех компаний, которые развивают собственные торговые марки (СТМ). Например, один из наших любимых клиентов —
«Рич Фэмили».

Когда ты работаешь на маркетплейсах, тебе нужна совсем другая организация производства, и цифровая печать ложится в эту модель идеально. Ты работаешь в рознице и не знаешь никогда точно, что выстрелит в этом сезоне, какой цвет и какой принт будут более популярными и с какой скоростью это будет продаваться. Ты узнаёшь это в режиме реального времени, и тебе нужно очень быстро реагировать на запросы клиентов. Наши инвестиции в цифровую печать были сделаны именно в связи с этими факторами, и новый промышленный принтер должен был помочь решить эти задачи.

Расскажите о вашем парке цифрового оборудования.

Мы начинали с режущего плоттера Roland, вырезали на нём плёнки. Сейчас у нас работает три принтера Epson — один сублимационный и два для прямой печати по изделиям. В прошлом году запустили однослойный раскрой на базе плоттера iEcho, скоро приходит автоматизированный настилочно-раскройный комплекс компании Serkon. Вышивальная машина с лазером у нас работает уже лет пять. И ещё в прошлом году мы приобрели с помощью лизинговой компании промышленный DTG-принтер Kornit Storm HD6.

«Чудо-кроха»: в настоящий момент у российских швейных производств есть шанс начать производить продукцию на новом уровне

Как вы пришли к прямой цифровой печати по изделиям?

Для печати по синтетическим тканям мы используем технологию сублимационной печати, а для декорирования изделий из натуральных тканей у нас было два принтера компании Epson, которые были самыми топовыми в их линейке, когда мы их покупали. Но для нас они не очень быстрые, хотя мы печатали только на светлых изделиях и без белых чернил. Мы не печатали на цветных изделиях, так как это сильно удорожало и удлиняло процесс: необходимо было наносить праймер, потом сушить изделие в прессе, затем печатать и снова сушить. Нам хотелось не только снизить себестоимость, но и упростить процесс изготовления изделий с печатью. И здесь нам очень подошло решение, предложенное компанией «Ол Принтс Технологии», которое включало принтер Kornit с встроенной системой нанесения праймера и печатью «мокрым по мокрому» с последующей сушкой изделий после печати в туннельной печи. Оборудование было запущено у нас на производстве в августе прошлого года, за это время мы уже напечатали более 30 тысяч изделий.

Не могу сказать, что мы уже смогли полностью загрузить Storm HD6, но о втором принтере Kornit уже задумываемся. Оборудование это, конечно, не дешёвое, но у него очень хорошая цена отпечатка. Надо отметить, что изображения, которые мы печатаем на детских изделиях, они очень маленькие, то есть там де-факто расхода по чернилам очень мало, и в расходную часть фактически у нас идут только материалы, амортизация оборудования, коммунальные расходы и зарплата персонала.

Почему вы выбрали принтер Kornit?

На самом деле всё очень интересно, у нас в портфеле есть достаточно много лицензионных проектов, мы работали со студиями Disney и Warner Brothers, с производителем игрушек Mateo, практически со всеми российскими анимационными студиями и их брендами: «Смешарики», «Фиксики», «Барбоскины», сейчас добавились «Три кота» и «Мимимишки».

Идея была именно в промышленной цифровой печати, где кроме скорости печати мы можем получить соответствие цветов изображений системе Pantone TPX.

Точное соответствие цветов очень важно при работе с лицензиями, других вариантов быть не может. Мы выбрали принтер с дополнительными цветами, и у нас, кроме CMYK и белого цвета, есть ещё красный и зелёный, что позволяет лучше получать сложные цвета.

«Чудо-кроха»: в настоящий момент у российских швейных производств есть шанс начать производить продукцию на новом уровне

Следующая задача, которую очень легко решить с помощью цифровой печати — это изготовление образцов изделий при подготовке коллекций. Ты просто берёшь стандартное изделие и печатаешь на нём. И через десять минут получаешь готовый продукт, на который можно посмотреть и при необходимости поменять что-то в цвете, дизайне.

При классическом варианте печати такое невозможно, поэтому мы сейчас в этом направлении активно двигаемся, для нас это точка роста.

Далее это увеличение количества вариантов принтов в одном заказе. Раньше, лет десять назад, у нас заказывали по 10–15 тысяч единиц одного изделия в одном дизайне. Сейчас хотят те же 15 тысяч, но они должны быть разделены на 150 разных принтов.

Также есть возможность оперативного реагирования на спрос при работе с маркетплейсами или розницей. Мы уже очень хорошо понимаем, какие цвета и как продаются, и держим на складе готовые изделия, но без печати. А печать идёт уже вслед за продажами, что получается значительно быстрее, чем полный цикл производства изделий. В этом варианте мы можем очень быстро среагировать на спрос, просто в ту же минуту, напечатал — продал. Таким образом мы минимизируем складские запасы и практически забываем о неликвидной продукции.

«Чудо-кроха»: в настоящий момент у российских швейных производств есть шанс начать производить продукцию на новом уровне

Какие у вас планы на ближайшие несколько лет?

Для нашей собственной продукции у нас есть задача на 2022 год попасть в ТОП-100 на Wildberries и Ozon. Также мы планируем открыть линейку продукции из нового сырья, например из набирающего популярность муслина, запустить такую линейку продукции для детей до года.

Будем запускать новые лицензионные проекты. Сейчас нам надо отработать «Три кота» и «Мимимишки», и ещё одна лицензия у нас на подходе. Мы пока притормаживаем её, но в принципе для нас покупка второго принтера Kornit Storm HD6 очень бы помогла набрать хороший лицензионный портфель. А недавно нам показали образцы с нового принтера Kornit Atlas Max, на котором можно делать имитацию вышивки. Это вообще отлично, прекрасная идея и технология.

Мы сейчас рассматриваем для себя бизнес-модель, по которой отшиваем строго определённые модели (производство понимает, что им делать), и на втором этапе печатаем то, что нужно рынку. Хочу отметить, что в связи с тем, что в стране и во всём мире со швеями трудности, одеваться модно — значит конструктивно всё более просто и просто. Посмотрите, вся страна уже два года ходит в джогерах и худи. С точки зрения оптимизации производства скоро мы все, наверное, будем ходить в «прямоугольниках». Соответственно, получается, что ты, по сути, можешь конкурировать только дизайном, потому что вот, собственно, на что будет смотреть потребитель?
А у нас детская одежда, для покупателя важно качество изготовления, качество сырья и дизайн. И соответственно, качество и дизайн выходят на первый план, плюс мы можем создать продукт, который интересен покупателю.

«Чудо-кроха»: в настоящий момент у российских швейных производств есть шанс начать производить продукцию на новом уровне

Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на рынке?

Я просто, может быть, эмоцией поделюсь. Мне очень нравится (несмотря на то, что для многих производителей сегодняшняя ситуация это определённый вызов) смена формата нашей работы на электронную коммерцию. Потому что это возможность создавать, напрямую работать с покупателями.

По сути, производство у нас в стране очень долгое время было в полном загоне. К нам приезжали представители крупных торговых сетей и говорили: да вы что, вот мы в Китае сначала разместим, потом в Польше и в Турции, а вы по остаточному принципу. И так было почти 20 лет.

Своё производство — это было такое детище, которое ты тянул, иногда даже без особой прибыли, лишь бы это работало стабильно. А сейчас я радостно смотрю на будущее, потому что мы — местные производители, и у нас есть неоспоримые преимущества и перед Европой, и перед Китаем.

И сейчас мне кажется, что этот виток развития развернулся в сторону промышленности. Она должна стать другой, она должна быть цифровой, а может быть, это будут вообще другие более структурированные модели. Сейчас тот момент, когда у производств есть возможность производить на очень хорошем цифровом уровне. Плюс есть возможность развивать свой бренд, потому что ранее была эпоха СТМ, когда сети приходили и говорили: да у вас хорошо, но мы не хотим развивать ваш бренд, мы хотим развивать свой бренд, и поэтому сшейте всё то же самое, но вшейте туда наш лейбл.

Поэтому я думаю: да, есть возможность для тех, кто дожил, как-то продвинуться вперёд и развиться. По сути, для российских производств история с COVID-19 двояко выглядит: как бы, с одной стороны, плохо, с другой стороны — есть возможность. Я вижу, как каждый день нам сыплется «шейте-шейте-шейте», «сделайте-сделайте-сделайте», а мы уже понимаем, что мы тоже не резиновые и всех не возьмём.

Я вижу, как всё стремительно движется, потому что люди не перестанут одеваться, это базовая потребность, и сейчас, я надеюсь, что у тех производств, которые выжили и которые используют этот шанс, будет возможность перейти на следующий уровень развития, то есть переоснастить свои производства и двигаться дальше.

Беседовал Михаил Шпилькин


КОММЕНТАРИЙ ПОСТАВЩИКА

Антон Гузей, специалист по продажам Kornit Digital
Наталья прекрасно раскрыла практические преимущества печати по требованию (on-demand). Хотел добавить несколько слов о нашем новом решении: при помощи специального программного комплекса автоматизации производства KornitX все принтеры серий HD и MAX подключены к единой сети.

«Чудо-кроха»: в настоящий момент у российских швейных производств есть шанс начать производить продукцию на новом уровне

У каждого нашего клиента есть возможность расширить свой бизнес за пределы своей страны, используя печатные мощности в других странах для производства своей продукции, а также самим стать подрядчиком для иностранных брендов и площадок электронной коммерции.
Некоторые известные бренды и лицензиары уже приводят качество печатной продукции в разных странах к единому промышленному стандарту и стали прописывать в требованиях к своим подрядчикам оборудование Kornit Digital.

Помимо возможностей объёмной печати, принтер Kornit Atlas MAX прежде всего позволяет печатать ещё более качественно и быстро: в принтерах MAX помимо чернил используются специальные жидкости Qfix и Intensifier, что позволяет получить более равномерный и плотный белый цвет, сделать готовое изображение более мягким на ощупь и при этом более устойчивым к многократным стиркам. Один оператор способен производить на Kornit Atlas Max до 115 тёмных изделий в час, а наш новый полуавтоматический загрузчик увеличит это значение ещё на 15%.

«Чудо-кроха»: в настоящий момент у российских швейных производств есть шанс начать производить продукцию на новом уровне

Ольга Субботина, руководитель отдела продаж «Ол Принтс Технологии»

С Натальей Владимировной Симоновой и компанией «Чудо-кроха» мы познакомились ещё в 2020 году. В самый разгар пандемии, когда многие предприятия переживали отток заказов и думали о выживании, Наталья, напротив, была настроена решительно. Фабрике требовался выход на новый уровень, поэтому Наталья тщательно изучала рынок оборудования для цифровой печати в поисках оптимального решения. Наталья посетила демонстрационный участок «Ол Принтс Технологии», на котором установлен текстильный принтер Kornit Storm HD6, со своими тканями и файлами из новой коллекции. Нашими специалистами была проведена тестовая печать и в результате получены изделия, которые впечатлили представителей фабрики своей мягкостью и великолепной цветопередачей. При этом за счёт малого расхода чернил себестоимость отпечатков была невысокой. Сочетание этих факторов сразу сделало решение от Kornit более привлекательным по сравнению с оборудованием конкурентов.

После печати дополнительного тестового тиража и расчёта окупаемости проекта было принято окончательное решение, выбрана лизинговая компания и заключён договор на поставку печатной системы Kornit Storm HD6 и туннельной печати итальянского производителя Chiossi-e-Cavazzuti. «Ол Принтс Технологии» уже более 10 лет поставляет на рынок самые современные решения для текстильных производств, и мы очень рады видеть фабрику «Чудо-кроха» среди наших постоянных клиентов. Желаем компании и Наталье Владимировне успехов и процветания! Новых побед и новых достижений!