Цифровые трансформации для нового поколения дизайнеров

В конце апреля в Санкт-Петербурге в мультиформатном режиме состоялся XXVII Международный конкурс молодых дизайнеров «Адмиралтейская игла». Не будем интриговать читателя — Гран-при конкурса завоевала дизайнер из Иваново Ксения Демьяненко.

Главной темой конкурса, прошедшего после пандемийного перерыва, стали компьютерные игры и цифровизация. Она нашла самое живое и креативное отражение среди представителей отечественной и зарубежной фешен-индустрии. Всего в этом году было подано 350 заявок из Италии, Германии, Японии, Финляндии, Китая, Белоруссии, Украины и России, из них только 72 коллекции вышли на финальные состязания.

Главная задача конкурса, уже в 27-й раз организованного Санкт-Петербургским государственным университетом промышленных технологий и дизайна, — открыть начинающим кутюрье дорогу в мир высокой моды. Судить конкурс каждый сезон приглашают авторитетных специалистов мира моды, в этом году в жюри конкурса вошли 25 специалистов из восьми стран — руководители модных домов, недель мод, дизайн-корпораций со всего мира.

Кроме конкурсных отборов и показов, «Адмиралтейская игла» ежегодно становится настоящим праздником моды в городе на Неве. В программе конкурса интересные деловые и образовательные мероприятия. Дизайн-марафон «Векторы развития fashion-бизнеса после пандемии» привлёк внимание не только собравшихся в зале студентов и специалистов, но и транслировался в онлайне, где тоже собрал заинтересованную аудиторию. В ходе выступлений экспертов были затронуты вопросы цифровизации и культуры, устойчивого развития и ответственного отношения к среде обитания, локальности и разнообразия производства товаров, визуального творчества и коммуникации.

Партнёром конкурса выступила Санкт-Петербургская компания «Кунжут». «Вот уже несколько лет мы поддерживаем проект «Адмиралтейская игла» в качестве партнёров, — рассказала Мария Одинокова, основатель фабрики и дизайн-студии «Кунжут». — Нынешний год не стал исключением. И мы очень рады, что такое событие смогло вернуться в формат очных показов и выступлений, совмещая их со встречами в прямых эфирах. Современные технологии раздвигают границы мира и именно fashion-индустрии это особенно на пользу. Мы считаем, что «Адмиралтейская игла» — один из немногих конкурсов молодых дизайнеров, который уже на протяжении нескольких лет держит очень высокий уровень. И, безусловно, участие в «Адмиралтейской игле» — это отличный старт в карьере начинающих модельеров и дизайнеров. С помощью конкурса участники могут не только заявить о себе в fashion-пространстве, но и получить вдохновение, опыт и новые идеи. В этом году «Кунжут» стал спонсором номинаций для дизайнеров одежды. И мы искренне поздравляем победителей: Киру Орлову, Софью Жукову, Дарью Пашкову и Полину Добжинскую».


Оформление концертного зала в главном корпусе СПбГУПТД, где прошло финальное дефиле, по традиции отражало дизайн-концепцию основной темы конкурса. Был сконструирован уникальный подиум в виде многоуровневой компьютерной игры, участниками которой стали модели, представлявшие коллекции дизайнеров-финалистов, а также все гости и зрители показа. А в световых экранах-декорациях зрителям впервые были представлены виртуальные показы одежды, созданные дизайнерами из разных стран в новых 3D-программах.

28 апреля во дворце Великого князя Владимира Александровича прошёл VIP-показ, на котором были представлены детская коллекция Валерии Гранкиной «Сон Аэлиты», коллекция одежды из кожи рыб Cuir de mer («Морская кожа») Александра Петрова, этническая коллекция «Весенний шик» от бренда Seyana (Москва), коллекция от Модного дома Стаса Лопаткина и коллекция Karzenta custom от успешного дизайнера Аталя (Афганистан).

29 апреля на пресс-конференции в Доме журналиста члены международного жюри отметили особенности коллекций молодых дизайнеров после пандемии. Председатель жюри Дамиано Антонаццо, региональный директор по развитию Института Марангони (Istituto Marangoni Milano), отметил, что в этом году много креативных моделей одежды и аксессуаров. Особенно радостно, что пандемия не повлияла на творческое восприятие, представлено много коллекций в яркой цветовой гамме. «На меня произвела впечатление коллекция победителя, хотя, не скрою, я в очередной раз не угадал. Я со своими коллегами будто в таком своеобразном квесте пытаюсь угадать победителя, почти каждый раз это не получается, — поделился с собравшимися на финальном показе председатель совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ректор СПбГУПТД Алексей Демидов. — Сегодня я вспомнил о том, как будучи на одном из гала-показов «Адмиралтейской иглы» члены жюри рассказали очень непростую шкалу оценок, когда обращается внимание и на ткань, и на нюансы пошива, и на то, как это согласуется со всей тематикой коллекции. Хочу поздравить победителей и счастливого обладателя Гран-при. В разные годы это были и дизайнеры из Японии, Китая, России, и других стран. Значимо то, что в пандемический непростой год мы наблюдаем коллекции, которые представлены в формате дефиле, а ведь впервые мы имели возможность наблюдать их в онлайн-режиме. И, конечно, те яркие впечатления, которые были получены, в частности мной, надеюсь, есть и у многих из вас. На мой взгляд, было интересно, красиво, и я очень рассчитываю, что никакие изменения не смогут помешать нам встретиться и в будущем».

Цифровые трансформации для нового поколения дизайнеров

Абсолютная победительница конкурса — дизайнер из Иваново Ксения Демьяненко с коллекцией «Биоматериал», кроме почётного статуса и моря эмоций получила денежный приз в размере 500 тысяч рублей и возможность пройти стажировку в Италии на фабрике Чентро Гомма. Вот как Ксения описала своё участие в конкурсе: «На «Адмиралтейскую иглу» я представила две свои коллекции одежды — «Биоматериал» и «Снежные розы». Это коллекции одежды пальтового ассортимента и с акцентом на авторские пальтовые ткани, все принты перенесены при помощи цифрового способа печати. Коллекция «Снежные розы» была разработана под брендом «Другие берега». Это история дружбы профессиональных дизайнеров и участников клуба «Белый гранат», куда входят люди с ментальными особенностями развития. Именно их рисунки украсили коллекцию «Снежные розы». Мы с коллегой проводим творческие занятия в клубе, устраиваем художественные выставки, а лучшие работы адаптируем для текстильных принтов. Это цветочные мотивы, помещённые в непривычную для растений стихию — в снег и в воду. Это образ современного человека, который из-за пандемии не может делать многое, что было доступно ранее, и находится в сложном неопределённом положении. Коллекция предназначена как для мужчин, так и для женщин, в ней используется цифровая печать авторских принтов и промышленная вышивка.

Коллекцию «Биоматериал», посвящённую скоротечности жизни и перерождению человека в цветок, восточной культуре и экологии я посвятила своей подруге Анне Емельяновой, которой не стало в конце 2019 года. Анна всю жизнь боролась с тяжёлой болезнью и была ярким примером для меня. В коллекции использованы авторские принты, искусственный мех, пальтовые ткани. Эскизы к обеим коллекциям получились творческие, я долго размышляла о том, как и что лучше сделать. У каждого эскиза было придумано несколько путей и способов решения. Дальше происходило знакомство с ассортиментом тканей, техническими особенностями печати на ткани. Эскизы сделала я очень быстро, потому что было много мыслей и таких моментов из жизни, которые меня очень волновали, хотелось это выразить творческим способом. Так как я в большей степени художник, то для меня очень важен дизайн поверхности. Практически все мои коллекции идут с акцентом на принты и авторские ткани. Так получилось, что и эти коллекции не стали исключениями. При разработке коллекции «Биоматериал» я вдохновлялась японской и китайской живописью и по мотивам живописных работ создала авторские коллажи. Для каждого пальто свой коллаж, каждый коллаж как монокомпозиция. Каждое изделие состоит из нескольких принт-композиций, так, например, в одном пальто могут быть совершенно разные полочки, рукава и спина. Над принтами работала много и достаточно долго, в основном по ночам. Файлы делала в растровой графике, каждый файл был очень тяжёлым, каждая деталь в полную величину.

Цифровые трансформации для нового поколения дизайнеров

Сшить коллекцию было не просто, во-первых, пальтовые изделия самые сложные в пошиве, во-вторых — хоть коллекция и унисекс, в большей степени я изучала и опиралась на мужские фигуры, в третьих — практически все пальто максимальной длины, некоторые на стёганном утеплители. Это был очень тяжёлый труд, в том числе и физический. Шила в любое свободное время от работы, днями и ночами.

Очень хочется продолжить работать с пальтовым ассортиментом и, возможно, выйти на более крупные партии тиражирования своих моделей, потому что в данный момент есть только единичные заказы на повторения той или иной модели. Ещё одна из сложностей повторения модели под определённый рост и размер — сохранение пропорций и гармонии изделия на различных фигурах и ростах: не всегда один и тот же рисунок хорошо будет смотреться при его масштабировании или кадрировании.

Я была очень рада, что Любовь Анатольевна Джикия на конкурсе PROfashion masters вручала некоторым участникам приглашения пройти в финал конкурса «Адмиралтейская игла». Я очень давно слышала об этом конкурсе и ещё во время студенчества хотела в нём поучаствовать, но на тот момент не сложилось. Я была очень рада, что коллекция «Снежные розы» заняла 2-е место, а «Биоматериал» завоевала Гран-при. До сих пор не могу в это поверить. Благодарю всех организаторов за высокий уровень проведения мероприятия».

Остальные призовые места на конкурсе распределились так.

В номинации конкурс модной иллюстрации «Мода на вырост»:
3 место — Кира Орлова «Мужская Этника» (Санкт-Петербург, Россия)
2 место — Кира Орлова «Этника» (Санкт-Петербург, Россия)
1 место — Софья Жукова «НЕО» (Санкт-Петербург, Россия)

В номинации модная фотография «Фешен-пиксель»:
3 место — Анастасия Бриндзак «Всплеск» (Санкт-Петербург, Россия)
2 место — Вероника Орлова «Let them eat cake» (Санкт-Петербург, Россия)
1 место — Дарья Пашкова «Сжигая корабли» (Санкт-Петербург, Россия)

В номинации обувь и аксессуары «Личные вещи»:
2 место — Дарья Нагорнова «Etno Dark» (Чебоксары, Россия)
1 место — Анастасия Чернышова «Луораветланы. Настоящие люди. Чукчи…» (Анадырь, Россия)

В номинации «Мир будущего в одежде и обуви»:
3 место — Дмитрий Вацуро, Эльнара Екимова, «Triad» (Санкт-Петербург, Россия)
2 место — Полина Добжинская «In search of Morphea» (Санкт-Петербург, Россия)
1 место — Дмитрий Вацуро, Эльнара Екимова, INFINITY (Санкт-Петербург, Россия)

В номинации «Детская одежда»:
3 место — Альбина Кудзиева «Изящное настроение» (Владикавказ, Россия)
2 место — Алина Березина «Сам себе художник» (Санкт-Петербург, Россия)
1 место — Светлана Князева «Макошь» (Минск, Белоруссия).

В номинации «Мехобум»:
3 место — Qu Yijia «The explorer of the new mythologies» (Шанхай, Китай)
2 место — Тимур Хамраев «Курс на север» (Москва, Россия)
1 место — Арина Штольц «Мутабор» (Санкт-Петербург, Россия)

В номинации «Pret-a-porter Киберспорт»:
3 место — Полина Гербулова «Шёпотом» (Новочеркасск, Россия)
2 место — Наталья Щербина, Альбина Тулоева «Тотем» (Владикавказ, Россия)
1 место — Ксения Савостьянова «Продолжай движение» (Москва, Россия)

В номинации «Мода без границ»:
3 место — Юлия Швед, Алина Лойко «Зов пустыни» (Барановичи, Россия)
2 место — Иван Фёдоров «GOLOS» (Санкт-Петербург, Россия)
1 место — Анастасия Чернышова «Луораветланы. Настоящие люди. Чукчи…» (Анадырь, Россия)

В номинации «Pret-a-porter De Luxe»:
3 место — Ольга Вишнякова «GODDESS OF OUR DAYS» (Москва, Россия)
2 место — Элина Ормане «Тени прошлого» (Германия)
1 место — Евгения Семерок «Антуанетта» (Санкт-Петербург, Россия)

В номинации «Pret-a-porter diffusijn»:
3 место — Виктория Володина «Топографическая карта» (Санкт-Петербург, Россия)
2 место — Ксения Демьяненко (Новикова) «Снежные розы» (Иваново, Россия)
1 место — Мария Пика, (Санкт-Петербург, Россия)

В номинации «Avant-garde»:
3 место — Гунел Аббасова «Protector 2.0.» (Санкт-Петербург, Россия)
2 место — HE YIKE «The Solitary Space» (Токио, Япония)
1 место — Антон Мажарин «MALEVICH.BY» (Могилёв, Белоруссия)

Практически в каждой коллекции в той или иной мере были использованы различные технологии нанесения авторских рисунков на ткань, мех или текстильные материалы. Вот как прокомментировала этот факт Любовь Джикия, доцент, профессор кафедры дизайна костюма СПБГУДТ, художественный руководитель конкурса: «Сегодня цифровая печать по ткани — один из быстрорастущих сегментов рынка индустриальной и функциональной печати в мире. Международный конкурс молодых дизайнеров «Адмиралтейская игла» в 2021 году не стал исключением из этого тренда. Многие конкурсанты использовали эту технологию в своих коллекциях. Это явная тенденция к персонализации одежды, желание создать модели одежды с индивидуальным рисунком или принтом, а также это рост так называемого социально ответственного потребления, когда поколение Z принимает во внимание потребности окружающей среды и экологии, а всем известно, что цифровая печать не требует того количества воды и рассматривается сейчас как экологичная.

На протяжение последних лет наш конкурс поддерживает фабрика и дизайн-студия «Кунжут», и я вижу что всё больше молодых дизайнеров обращаются к ним за реализацией своих идей. Хочу поблагодарить компанию за предоставленную возможность талантливым модельерам воплотить свои креативные фантазии по созданию цифровых принтов и паттернов для тканей».

Цифровые трансформации для нового поколения дизайнеров

Сегодня у молодых дизайнеров есть масса потрясающих возможностей и современных технологий, которые буквально воплощают в жизнь самые смелые фантазии. И конкурс «Адмиралтейская игла» с солидным призовым фондом, возможностями от партнёров и спонсоров делает очень много для становления и самореализации молодых дизайнеров. Такая поддержка очень важна для творческих людей, делающих первые шаги.

Праздник моды в Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна не просто собрал вместе уже сложившуюся fashion-семью, а принял в неё новых членов и обрадовал всех долгожданной встречей лицом к лицу. И теперь нам остаётся только вспоминать эти насыщенные творческие дни и ждать новой встречи с молодыми дизайнерами, известными специалистами и экспертами на креативных днях «Адмиралтейской иглы», о точных днях проведения которых организаторы скоро сообщат. Ждём с нетерпением!

Тамара Протасова