Как же просто теперь говорить о цифровых технологиях в декоративной обработке текстиля. Из скорее умозрительной для российского рынка лет десять назад в практико-ориентированную эта тема превратилась за счёт появления новых видов оборудования и способов текстильного декора и возросшему качеству работы и доступности печатных устройств для построения успешного бизнеса. В современной России существует достаточно предприятий, для которых цифровая печать по текстилю стала профильной, многие справедливо считаются лидерами и с готовностью делятся опытом, наработками, идеями с другими компаниями, способствуя приобщению к благам цифровизации отечественных фешен-брендов и текстильных производств.
Круглый стол «Возможности цифровой печати в повышении маржинальности товаров индустрии моды», организованный журналом «Цифровой текстиль» в один из дней международной выставки Fashion Style Russia, предназначался как совсем ещё новичкам, так и представителям отрасли со стажем. Во вступительном слове постоянного спикера и модератора подобных встреч Михаила Шпилькина, одетого по случаю во всё «текстильно-цифровое», ключевым был тезис: «Печать — это новая нефть». В том смысле, что она позволяет заработать хорошие деньги, о чём автор фразы — Андрей Дегтяренко, владелец компании «Проект 111» (с планируемым в 2024 году объёмом продаж чуть менее 10 миллиардов рублей), знает не понаслышке.
Прибыль заложена в самой сути технологии цифрового текстильного декора, повышающей скорость изготовления, привлекательность готовой продукции и доходы от продаж в несколько раз. «Принт позволяет любое изделие сделать интереснее и продать дороже. Футболки и джинсы — те, что на мне сейчас, печатаются под заказ: сначала продали, потом напечатали. Ноль складских остатков, ноль неликвидов и отсутствие распродаж. Я рад тому, что такие вещи продаются по цене намного выше своей себестоимости, в данном конкретном случае больше 10 тысяч рублей. Здесь хороший хлопок, качественный пошив, экологичная печать и, конечно же, умопомрачительный дизайн. Высокая маржинальность таких вещей абсолютно оправдана», — заключил Михаил Шпилькин.
Закладывая 15 лет назад основу дела своей жизни, основательница компании «Кунжут» из Санкт-Петербурга Мария Одинокова уже представляла, на какую благодатную почву ступает, и планомерно шла к цели. Наработав репутацию профессионалов в текстильном дизайне, команда энтузиастов с берегов Невы перепробовала разные способы цифровой печати по ткани, освоив в итоге все направления производства по запросу в отдельно взятом сегменте — от выпуска мерча и модной одежды до принтования ткани на заказ. Дизайн-студия, печатная фабрика и швейный цех — вот что такое Kunjut сейчас.
«Мы очень любим дизайн и считаем, что дружба дизайна и цифрового текстиля — самая крепкая дружба, приносящая основной доход», — говорит Мария Одинокова. Она гордится сотрудничеством «Кунжута» с представителями фешен-индустрии, упоминая, в частности, известных модельеров Татьяну Парфёнову и Яниса Чамалиди, но уточняет при этом, что особое место в деятельности фабрики занимают коллаборации с российскими музеями. В целях продвижения этого проекта на широкую аудиторию в разгар пандемии был даже создан отдельный бренд и онлайн-магазин по продаже музейного мерча Museum.Market, который сегодня успешно работает и развивается.
Несомненное преимущество цифрового текстиля перед аналоговыми технологиями, говорит генеральный директор Kunjut, в его способности моментально реагировать на любые события в общественной и личной жизни, помогать наглядно выразить эмоции, служить инструментом для декларации намерений, социальной позиции и политических взглядов.
«В том, что касается трансляции смыслов, с цифровым текстилем легко работать: можно делать сплошную печать, локальные принты, экспериментировать с текстом, добавлять точечные акценты в дизайн изделий — это называется пластичностью моделирования».
Шансы выборочного декора существенно возросли с распространением технологии DTF, потенциал которой тоже оказался намного шире.
«Те, кто в своё время покупали оборудование для DTF-печати, поняли, что могут производить гораздо больше, чем нужно для их собственных нужд, и наладили продажи наклеек на маркетплейсах, — уточняет Мария Одинокова. — Сейчас очень популярно купить отдельно базовую футболку, отдельно наклейки и кастомизировать вещь по собственному желанию. Ведь с плёнки на текстиль DTF-изображение легко переносится обыкновенным утюгом». Персонализация, тонкая настройка под ожидания клиентов в производстве цифрового текстиля уже даже не тренд, а фундамент: «Чем больше у вас возможностей реагировать на запросы целевой аудитории, тем больше шансов стать сильным игроком с хорошими позициями на рынке».
Дизайнер одежды Kunjut Шушанна Григорян на конкретных примерах показала вариативность подхода к текстильному декору: «Только за счёт одного принта можно создать целую коллекцию одежды». Созданный на компьютере дизайн легко масштабируется и отпечатывается в нужной области на готовом изделии или крое. Рисунок может быть сделан раппортом, то есть повторяться в рамках заданных размеров, а может быть единичным, уникальным, в виде коллажа, если хочется объединить несколько стилей, и/или разноформатного текста. Акцентным элементом также часто служат вышивка и фурнитура: пуговицы, замки, ленты, стропы, шевроны с печатью и без.
В продажах оборудования для DTF-печати в России рекордов «ТехноПринта» не достигал пока никто: чтобы реализовать в течении нескольких лет около 800 комплексов DTF-оборудования (главный партнёр компании — китайская марка Audley), нужно всерьёз увлечься процессом и высоко ценить значение обратной связи, гарантируя техническую поддержку владельцев принтеров в любое время дня и ночи в любой точке страны. «Так сегодня больше никто не работает», — говорит Гурген Тироян, руководитель проектов в «ТехноПринт», где не привыкли заставлять клиентов ждать. То же касается поставок техники, расходных материалов и запчастей: несколько дней занимает доставка со склада укомплектованной всем необходимым и самой популярной в РФ модели Audley с двумя и более печатающими головками Epson или режущего плоттера. С чернилами и плёнками для DTF всё ещё быстрее. Это «ТехноПринт» работает с Китаем, а конечные заказчики работают с «ТехноПринт».
Есть у «ТехноПринт» и производственное направление. Цех шелкографии, напоминающий о «ТехноПринт» как о продавце трафаретных машин, до сих пор функционирует и приносит прибыль. О производстве DTF-печати и говорить не приходится. Недолго думая команда открыла собственную онлайн-платформу по производству мерча для творческой публики: актёров, музыкантов, художников — «ТехноПринт» довольно быстро реализовала этот проект. В Merchstore, рассказывает Гурген Тироян, всё устроено просто: «Артисту и не только — дизайнеру, блогеру, нужен мерч, но он не хочет в него вкладываться, не хочет тратить на это деньги. Нет проблем. Заказчик предоставляет нам принты и свою фанбазу, потенциальных покупателей, всё остальное — техническую часть: печать и вышивку, продажу на маркетплейсах и в офлайн-магазинах, мы берём на себя. Все, у кого больше 20 тысяч подписчиков в соцсетях, могут обратиться к нам».
Круглый стол в рамках Fashion Style Russia можно считать вводной к более обстоятельному разговору о цифровой текстильной печати, который должен состояться на осенней выставке «Интерткань». Казалось бы, сколько их уже было? Но интерес к цифровому текстилю в России только растёт, одновременно с расширением самого рынка, богатого на истории успеха каждого отдельного игрока.