Цифровая печать на тканях в России и её роль в импортозамещении

Лет десять назад такой семинар, как «Печатаем на тканях в России», просто не состоялся бы ввиду отсутствия состава разговора. Пять лет назад цифровые текстильные принтеры были уделом самых отчаянных игроков рынка, рискнувших едва ли не целым состоянием во имя тогда ещё мало понятного прогресса. В наши дни предпринимателям, которые сделали ставку на цифру, уже есть о чём рассказать, и даже само место на весенней выставке «Интерткань-2022», где прошла упомянутая встреча, а это более чем знаковая тренд-зона, донельзя соответствует факту: цифровая печать на текстиле, безусловно, в тренде.

Давая старт мероприятию на топовую, можно сказать, тему, его модератор Михаил Шпилькин поделился с аудиторией своей уверенностью в крепких перспективах направления, ставшего предметом его специализации. Причём, оговорился он, расширение зоны влияния цифры в отечественном легпроме, вероятнее всего, не будет зависеть от внешних обстоятельств: отрасль уже активно трансформируется и в ближайшее время тенденция к автоматизации производства в области печати по ткани, отходу от массовых заказов в сторону изделий по запросу пойдёт по нарастающей.

Когда настала очередь говорить практикам, первым, кто взял микрофон, был директор Rolly Print Никита Ганус. В России эта типография, или, правильнее сказать, фабрика, является крупнейшим поставщиком услуг цифровой текстильной печати, имеет свою базу принтов, парк оборудования, позволяющего качественно наносить рисунок на разные типы основ сотнями метров в день, и в данный момент ожидает инсталляции нового оборудования. Постоянно в наличии на складе компании около 30 видов материала, запечатанные образцы которых в виде небольших отрезов предоставляются заказчикам в любой точке мира.

Цифровая печать на тканях в России и её роль в импортозамещении

Репутацию надёжного партнёра, равно как и техническую базу, компания Rolly Print нарабатывала с нуля, и даже само по себе вхождение в текстильный бизнес четыре года назад, по признанию Никиты Гануса, оказалось случайным. Единственное, в чём он, долгое время занимавшийся непрофильным делом, тогда был уверен: «Инвестировать нужно в отрасль с безграничными возможностями». Поскольку речь не шла о развитии предприятия полного цикла или создании собственного бренда одежды, а решено было остановиться на специальной полиграфии, то для успешного старта компании необходимо было выбрать «правильную модель «КамАЗа» — есть у главы Rolly Print свой способ отвечать на вопрос: приносит ли текстильный принтер доход. «Когда у меня спрашивают об этом, я интересуюсь: выгодно ли иметь КамАЗ? Кто-то покупает один, затем ещё несколько и только успевает справляться с заказами, а у кого-то и на одну машину заказов не набирается. Примерно так получилось и у нас. Только вместо КамАЗА был принтер для печати по ткани — требовалось понять, что покупать и для каких задач».

Путь от сублимационного устройства начального уровня Mimaki TX300P до четырёх таких через полтора года, включая версию 1800B для работы с трикотажем, а также принтер для сублимационной печати, а уже оттуда к высотам цифрового текстиля отнял немало сил и времени: разбираться в функционале устройств, изучать виды материалов и источники поставок, вспоминает Никита Ганус, приходилось буквально на ходу. «Бывали и в Иваново, и за границей, много общались с профессионалами. В результате появилось понимание того, какие ткани можно купить в России, какие привезти из-за рубежа. До сих пор эти знания постоянно расширяются, становится понятно, кому на рынке можно доверять, а кому нет».

Для удобства клиентов Rolly Print предлагает готовый ассортимент специально подобранных основ, по опыту зная, что немногие готовы к самостоятельному поиску материала. Из соображений всё той же культуры сервиса возникла коллекция тканей для детей «13 фабрик», («Название понравилось», — говорит Никита Ганус), куда вошли специально подготовленные под условия производства дизайны, преимущественно с белым фоном. Над качеством заливок, по словам Никиты Гануса, ещё нужно работать, но проблема тут не в технологии, не в навыках операторов и не в свойствах носителей, а в промышленных мощностях Rolly Print, которые вместе с пулом заказчиков постоянно растут.

При этом компания, круглыми сутками печатающая на текстиле для клиентов по всей России и не только, не стремится перебираться из родного Новосибирска в Москву или Санкт-Петербург, кроме как логистически. Никита Ганус объясняет почему: «У городов не столичных есть свои преимущества. Например, кадровый потенциал, когда люди хотят работать там, где родились и выросли. Второй фактор — разница в заработной плате. Более доступные цены на электричество и аренду площади. Я всегда радуюсь, если фирмы подобные нашей открываются в регионах и всячески поддерживаю такую практику».

Проект «13 фабрик», существующий до сих пор, стал для Rolly Print первым шагом в освоении модели B2B, на основе которой другие предприятия смогли выстраивать собственное дело: шить из готовой ткани одежду или перепродавать её в розницу. Нашлись и те, кто, вдохновившись примером, тоже приобрёл себе принтер. К слову о безопасности цифровой текстильной печати: ни одна из лабораторий, куда Rolly Print «ради интереса» отдавал на проверку образцы, не нашла, к чему придраться.

По мере развития в формате «бизнес для бизнеса» становилось понятно, что детская коллекция материалов хоть и пользуется спросом, но изначально ограничена субъективностью подхода, поскольку клиенту предлагаются заранее отобранные и одобренные принты. Гораздо привлекательнее с коммерческой точки зрения выглядела идея действующего уже онлайн-магазина текстильной печати #MarketShmarket.com, куда выкладывали свои работы для продажи тысячи «свободных художников». Недостаточно сильная производственная база предыдущих собственников компенсировалась там большим количеством иллюстративного контента, однако со временем технический фактор стал определяющим в судьбе ресурса, и Rolly Print его подхватил вместе со всем содержимым.

«Пока в маркете можно заказать лишь печать на ткани — натуральной или синтетической, — комментирует Никита Ганус. — Но мы планируем расширять диапазон предложений за счёт готовых изделий». Вот за этим в Rolly Print и должен вскоре появиться промышленный принтер EFI Reggiani — оборудование с пигментными чернилами, отвечающее текущему курсу на близкий к фабричному масштаб и эталонное качество. «Пигментные красители практически сравнялись по стойкости с реактивными чернилами. К тому же в силу отсутствия дополнительных технологических процессов пигментная печать более выгодна».

Цифровая печать на тканях в России и её роль в импортозамещении

В типографии «Вишнёвый пирог», где настолько поверили в цифровой текстиль, что рискнули открыть собственную печатную мануфактуру, отмечают знаковую дату — три с половиной года с запуска во многом экспериментального на тот момент, а сейчас уже крепко стоящего на ногах производства под названием «Принт Текстиль». Впрочем, и сам «Вишнёвый пирог» за последнее время вырос из поставщика услуг традиционной полиграфии до целой группы компаний, директор по развитию которой Ирина Чернышёва хорошо помнит, как начинался текстильный проект. «Из небольшого печатного участка с одним принтером и одним менеджером постепенно возникло полноценное предприятие, состоящее из трёх подразделений — цеха для прямой печати на ткани, швейного цеха и DTF-участка». А дальше речь пошла о ценностях. Но не материальных, с обзором технической базы, о других — человеческих ценностях в «Принт Текстиль» — платформы для роста клиентов.

В основе любого процветающего бизнеса лежит закон спроса и предложения. О порядке следования этих постоянных величин в экономике, как о первичности яйца и курицы, можно спорить, в данном же случае запрос поступил извне, став обоснованием для покупки первого текстильного принтера. На текущий момент их четыре — три для печати на натуральных тканях и один сублимационный для синтетических материалов. С единичных заказов в 2018 году к 2022-му производительность «Принт Текстиль» увеличилась в десять раз. Средний срок сотрудничества клиента с мануфактурой, говорит Ирина Чернышёва, три года.

Общая клиентская база насчитывает тысячу контактов. Причём взаимодействие сторон изначально происходит по принципу обоюдного развития: если на этапе знакомства объёмы заказов варьируются от одного до десяти погонных метров ткани, то для каждого из трёхсот своих постояльцев «Принт Текстиль» в среднем запечатывает от 20 до 300 погонных метров полотна в месяц. Считать, однако, что только качество печати привлекает новых клиентов и превращает их в верных партнёров, ошибочно — оперативность исполнения и сервис (предоставление образцов, доставка) для работы вдолгую значат не меньше, ибо просто хорошо печатать для предприятия на современном рынке отделки текстиля недостаточно.

Понимание этого факта заставляет «Принт Текстиль» держать себя в тонусе: изучать тренды, выбирать лучшие технические решения, наращивать автоматизацию производства — вплоть до отгрузки и выдачи, строго следить за качеством выполнения заказов и профессиональной подготовкой сотрудников, а любые проблемы воспринимать как стимул для прогресса. Лучшее тому подтверждение — открытие швейного цеха. «Случайное, — подчёркивает Ирина Чернышёва, поясняя неслучайную природу таких случайностей. — Качество работы подрядчиков и срыв сроков на пике сезона однажды привёл к тому, что мы начали шить сами. Собрали все необходимые требования к качеству пошива, определились с подходящим оборудованием, подобрали и обучили персонал, провели стандартизацию процесса, и теперь у нас есть собственная ассортиментная линейка изделий, которые всегда, с понятными сроками и высоким качеством выдаются клиенту».

Похожим естественно-случайным образом в «Принт Текстиль» проникла DTF-печать. «Клиенты, регулярно размещавшие у нас заказы на прямую печать по натуральным тканям и синтетике, приходили порой и с готовыми изделиями. Но с такими заказами мы не работали и отдавали их на аутсорсинг. Хотя это не всегда было удобно. Видите ли, стоит производственной цепочке увеличиться, как сразу возникают вопросы к качеству результата. Дождавшись появления на рынке подходящего решения для брендирования текстильной продукции, мы тут же его приобрели».

Итогом клиентоориентрованной политики «Принт Текстиля» в DTF-направлении явилось стабильное качество по разумной цене; итогом всех трёх с половиной лет деятельности «Вишнёвого пирога» и его мануфактуры в сегменте цифрового текстиля — понимание специфики и потребностей рынка, смелое внедрение «новых и лучших» решений, комфортные темпы обслуживания и обоюдный с заказчиками ежегодный 50%-й рост.

Цифровая печать на тканях в России и её роль в импортозамещении

Стильные чехлы для чемоданов от российского бренда Fancy Armor в презентации не нуждаются, а потому отсутствие таковой у следующего спикера семинара — основателя и директора компании Елена Лариной, по-своему входившей в текстильную печать, было даже к лучшему: рассказывать, как превратить идею в производство полного цикла, если прошёл этот путь от самых основ, можно и на фоне баннера журнала «Цифровой текстиль».

Впрочем, Елена была настроена поговорить о борьбе с фобиями и начала с того момента, когда, однажды проснувшись, вдруг поняла, что ей очень нужна швейная машинка. Спрашивать зачем, излишне — шить те самые чехлы. Затем машинок стало три. И наконец, с подачи нерадивых подрядчиков по печати, появился первый сублимационный принтер Mimaki, который так и работает с 2015 года рядом со вторым и третьим, приобретёнными по мере увеличения потока заказов.

Каждый новый этап в бизнесе, по признанию владельцы Fancy Armor, вызывал у неё страх перед неизведанным, который, впрочем, успешно лечился русской народной трудотерапией: глаза боятся, а руки делают. «Корпоративным мерчем мы занимаемся с 2012 года, и чехлы для чемоданов были тем, с чего бренд стартовал. Тогда ещё ни о чём подобном в нашей стране не знали. Мы были первыми в России, кто показал, что чехлы для чемоданов — круто. Точно так же через несколько лет раскрутили дождевики». Столкнувшись после сублимации с DTF-печатью и ощутив интерес к забытой было рынком и вдруг вернувшейся термотрансферной технологии, Елена Ларина испугалась: не попытка ли это для небольшой фирмы прыгнуть выше головы — в среду обитания крупных профессионалов. Но быстро вспомнила про лекарство.

Своё короткое выступление она завершила призывом к коллегам действовать вопреки сомнениям и сообща. «Бояться нормально. Главное, чтобы страх не останавливал, не мешал войти в открытую дверь. Боишься? Глубоко вдохни и иди вперёд. В нашем случае это всегда срабатывало. Я не знала, что такое сублимационная печать. Но знание понемногу пришло. Что-то может не получаться — всякое бывает, но способность перебороть свой страх и сделать шаг вперёд является очень важной. Особенно сейчас. Давайте вместе бояться и вместе делать!»

Цифровая печать на тканях в России и её роль в импортозамещении

«У кого из присутствующих есть швейный цех? Производство мебели? Кто делает ткани?» — это уже обращался к аудитории Михаил Купавцев, генеральный директор компании Dimitex, желая отделить потенциальных заказчиков от соседей по нише. Несмотря на известные успехи в цифровой текстильной печати у российских предприятий («Хвастаться не будем, все и так всё знают»), отрасль пока ещё только зарождается. И это не плохо, а, наоборот, хорошо, считает Михаил, поскольку есть к чему стремиться.

Не вызывает сомнений, на его взгляд, большое будущее пигментной печати, доля которой в общем объёме инвестиций в печатное оборудование для текстиля активно растёт. Благоприятствует сложившаяся в отношении России ситуация — непростая, но вариативная — становлению и развитию отраслевого бизнеса: можно продавать принты, ткани и модные предметы гардероба не хуже, чем у ретировавшихся с отечественного рынка легенд мирового масс-маркета. «У нас принято говорить: свято место пусто не бывает. Мне думается, что через несколько лет или даже месяцев мы сможем заместить и Zara, и H&M, и многие другие торговые марки. Однозначно это шок. Но это и шанс для страны. Нужно просто собраться и с полной отдачей заниматься тем, что мы все умеем и любим».

Выделенное ему время на семинаре о цифровой печати Михаил Купавцев не стал тратить на монолог о мощностях Dimitex, где печатают на тканях для швейных фабрик и цехов, магазинов, дизайнерских брендов, а также делают лекала, отделку и шьют на заказ. Вместо этого он вступил в диалог с залом, чтобы понять, чем может быть полезен локальным производителям — тем, от кого зависит удовлетворение внутреннего спроса на готовую продукцию.

Цифровая печать на тканях в России и её роль в импортозамещении

«Как вы оцениваете текущую ситуацию и какие видите перспективы?» — прозвучал вопрос отозвавшемуся в начале представителю мебельной фирмы. Ответ: «Мы здесь именно потому, что, столкнувшись с проблемой поставок тканей из Европы, ищем партнёра по печати на ткани пигментными чернилами». От российского поставщика там также ждут оперативности, доступных цен и персонализации. Во мнении наполовину пуст стакан на фоне санкций или наполовину полон, гендиректор Dimitex на стороне оптимистов. «Я верю, что всё будет хорошо, — сказал он. — Будем работать!»

Татьяна Зуева