Цифровая печать в бурном потоке моды

Говорим «мода», подразумеваем «цифровые технологии», говорим «цифровые технологии», подразумеваем в том числе и «моду с её стремлением к персонализации и капсульности, экологичности материалов, рациональному потреблению ресурсов и отказом работать в склад». Прошедший на выставке Fashion Style Russia 2023 семинар «Цифровая печать в производстве товаров индустрии моды» собрал слушателей, чтобы обсудить осязаемую пользу, которую приносят моде цифровые технологии, и реальную выгоду альтернативных традиционному методов отделки ткани и готовой продукции.

За «введение в предмет» на встречах, посвящённых цифровому текстилю, регулярно проводящихся по инициативе или содействии журналов «Цифровой текстиль» и «Легпром ревю», как правило, отвечает их соорганизатор и председатель комитета по цифровой печати и декорированию текстиля Союзлегпрома Михаил Шпилькин. Хорошо изучивший потребности российского рынка производства одежды, где только за минувший год возникли десятки новых брендов, он тезисно сформулировал, почему модному бизнесу следует обратить внимание на цифровые технологии.

«Все сейчас хотят наладить выпуск одежды рядом с местами продаж, сократить сроки вывода коллекций в продажу и ускорить доставку. Соответственно, в нашей стране должны и будут развиваться локальные предприятия, ориентированные на изготовление продукции малыми партиями, а это сразу же отсылает к цифре», — отметил спикер, пояснив, что спрос на персонализацию, выраженный в желании потребителя обладать вещью, пусть и неоригинальной модели, но с уникальными отличиями в виде дизайнерского принта, также делает цифровую печать лучшим другом fashion-индустрии. По словам Михаила, многое зависит от дизайна. «Приходилось сталкиваться с ситуацией, когда, исходя из расхода краски, нанести на десять километров белой ткани узор цифровым способом стоило дешевле, чем отпечатать его по аналоговой технологии».

Возможность работать в штучном режиме у компактных, по сравнению с ротационными или карусельными трафаретными машинами, струйных принтеров — простых в управлении, экономичных по части потребления красителей и электричества и сточных вод, позволяет без особого труда и затрат создавать предтиражные образы изделий. Помнится, ещё недавно профессионалы о таком только мечтали. «Важный момент: большая часть цифровых технологий текстильной печати, включая чернила, сертифицирована и для производства товаров, ориентированных на детскую аудиторию», — подчеркнул Михаил Шпилькин. Вместе с тем, по его наблюдениям, несмотря на количественный рост установок цифровых устройств для печати по натуральным и синтетическим тканям с рулона, в формате Direct-to-Garment, или современной версии термотрансферного метода под названием DTF в России всё ещё крайне мало качественно работающих оперативных текстильных типографий. Этот факт, по мнению эксперта, остаётся проблемой.

Менеджеру по продажам «Алларт Сервиса» Инне Жериховой о решениях говорить не впервой. На редкость элегантная, специалист ведущего в России поставщика комплексных промышленных систем для текстильной полиграфии, когда подошёл её черёд взять микрофон, сказала, что с технической точки зрения средства для развития отечественного модного бизнеса есть. Вспоминая о резком увеличении продаж цифровых текстильных принтеров, начиная с периода пандемии, Инна Жерихова поддержала прозвучавшее ранее мнение касательно тренда на локализацию производств и повышение самодостаточности брендов за счёт организации собственных печатных участков. «Предпринимателям и производителям выгодно здесь и сейчас отпечатать что-то для личных нужд или на заказ. Это снижает себестоимость продукции, сокращает сроки её изготовления и даёт возможность контролировать качество».

Самыми продаваемыми в мире и в РФ являются сублимационные принтеры, приобретение которых подразумевает работу с тканями, содержащими от 80 до 100% полиэфирного волокна, то есть речь идёт о синтетике — а значит, практически обо всех видах спортивной одежды, плащах и куртках, товарах для путешествий, промопродукции и домашнем текстиле. Суть метода сублимации заключается в печати по специальной бумаге сублимационными чернилами с дальнейшим переносом изображения на текстиль при помощи каландрового пресса. При нагревании в каландре краситель глубоко интегрируется в структуру носителя, откуда его уже ни стирка, ни трение, ни сам Гарри Поттер не вытащит. Приобретение принтера, с учётом обилия предложений на рынке и широты ассортимента непосредственно у «Алларт Сервиса», может показаться делом непростым, поэтому комментарий Инны Жериховой оказался кстати. «Отталкиваться следует от задач. У нас есть машины, рассчитанные на небольшие объёмы печати — до 40 кв. метров в час, а также индустриальные принтеры с производительностью до 400 кв. метров в час. Себестоимость печати одного метра ткани, принимая в расчёт бумагу и чернила, может составлять 45 рублей».

Операционно процесс печати по текстилю упрощает прямой способ принтования. Без задействования дополнительных финишных средств всё — и нанесение, и закрепление краски на поверхности волокон — происходит внутри одного устройства со встроенной УФ-сушкой. Плюсов много: скорость, возможность разместить на одном рулоне ткани несколько дизайнов, отсутствует риск растяжения материала, нанесённый рисунок не выцветает и не истирается, а готовые изделия абсолютно безопасны в использовании.

Довольные владельцы установленных «Алларт Сервисом» четырёх- и восьмикрасочных принтеров линейки Colors, среди которых российские производители постельного белья и домашнего текстиля Farfalina, 8 Selection, Texturelle, с радостью это подтвердят.

К прямой текстильной печати относится и технология DTG, где за основу принимаются детали кроя или базовое изделие: майка, худи, сумка-шопер и т. д. При всей вариативности цвета и содержания, запечатанной основе, какой бы она ни была — хлопковой, смесовой или синтетической, не избежать сушки и закрепления принта в прессе или печати, зато потом делай
с ним что хочешь — изделия выдерживают больше полусотни стирок.

Показания к применению другой модной технологии, DTG: мерч, брендирование, изготовление ярлыков и составников одежды с переменными данными. Из ассортимента «Алларт Сервиса» хорошо себя зарекомендовал на рынке DTF-принтер Oric с шейкер-сушкой и РИП-ом FlexiPrint. Именно в таком виде комплекс уже работает в компаниях GloriaJeans, Fancy Armor, GoGood, «Мам, купи!», «Ямайка» и «Вишнёвый пирог».

Воспользуйся владелец ГК «Вишнёвый пирог» и директор по развитию аффилированной с ним фабрики печати «Принт текстиль» Евгений Тимощенко текстом выступления, написанным для него нейросетью, уровень его персональной инновационности как спикера семинара был бы недосягаемым.

Впрочем, своей открытостью искусственному интеллекту он и так навёл шороху в аудитории: после слов о том, что нейросеть в состоянии сделать грамотное описание товара для маркетплейса и наглядно визуализировать запрос клиента, из зала попросили подробностей. Тогда Евгений Тимощенко продемонстрировал присутствующим результаты тестовых заданий для ИИ, многие из которых внушали доверие, по крайней мере, в качестве референса.

А началось всё с приветственного «йоу!», вопроса: «Кому интересно узнать о чём-нибудь новом?» и размышлений на тему эволюции — от общего («По мнению Карла Маркса, труд сделал из обезьяны человека, но Дарвин с ним не согласился») к частному («Расскажу вам историю о том, как быстро заработать много денег»).

Упоминание Бенни Ланда, далеко не последнего человека в мире цифровой печати, и озвученного им прогноза «всё, что может стать цифровым, станет таковым» тоже вписывалось в контекст: индустрия моды во многих секторах уже шагнула в цифровое зазеркалье.

Брендам одежды больше не нужно сначала делать, а потом продавать, рискуя остаться с забитым излишками складом. Цифровая текстильная печать изменила порядок вещей, поставив продажи на первое место, и на смену привычке работать про запас предложила производство по требованию.

«Сказать вам, сколько ненужной одежды ежегодно выбрасывается в мире? Около 30%! Только подумайте: треть ваших усилий, энергии, ресурсов становится мусором. А теперь представьте, что потерянные 30% будут возвращаться в ваш бюджет. С помощью цифровых технологий, для цифровых каналов продаж можно создавать бесконечное количество продуктов».

На риторический уже вопрос о единичной печати Евгений Тимощенко ответил утвердительно: «Без проблем. Модель готова, лекала готовы — выбирайте любой рисунок». Но донести он пытался несколько иную коммерческую идею. Продавать образ изделия до его фактической реализации — вот где сидит глубокий коммерческий цимес. С печатью же, когда до этого дойдёт, в сотнях ли метрах ткани или в формате штучной вещи, в «Принт текстиле» справятся буквально за 24 часа. Широкоформатные мощности мануфактуры по сублимации позволяют выпускать до 180 километров полотна в месяц, есть в парке также машина с флуоресцентными чернилами, DTF-принтер и три автоматизированных раскройщика.

Ямайка — далеко, но «Ямайка» — всегда рядом: кому футболки от одной штуки за 20 минут?! Жителям Карибских островов гарантируем скидки! Радостное оранжевое худи маркетолога компании Екатерины Матанцевой настраивало на весёлый тон разговора. С другой стороны, она ждала своего выхода больше часа и потому заговорила сразу о главном. Про майки в «Ямайке» знают всё и делают с ними по заказу что угодно, сообразно редкой широте возможностей: аналоговые технологии здесь соседствуют с цифровыми, формируя все вместе уникальный арсенал полиграфических средств. «К нам приходят с идеей в голове, а выходят с готовым продуктом», — говорит Екатерина и ничуть не преувеличивает. Футболка за 20 минут — доступный минимум, для корпоративных клиентов их может быть сто и даже тысяча, с дизайном любой сложности, воспроизведённым на DTG-принтерах Brother GTX с помощью DTF, термопереноса или шелкографии и желаемыми спецэффектами: фольгированием, глиттерным лаком, фактурной имитацией.

Цифровая печать, поясняет маркетолог «Ямайки», вызывает стойкий интерес, особенно у профессионалов, которые точно знают, чего хотят, и новичков модного рынка, чьи бренды ещё недостаточно раскручены. Причём повышенным вниманием в последнее время пользуется и DTF-печать.

«Дизайнерам, только начинающим развивать бизнес, не имеет смысла печатать тысячными тиражами. Те же бирки, составники и размерники можно заказать погонным метром. Это будет стоить порядка двух тысяч рублей. Если же у вас есть своя мастерская, то изображения, отпечатанные у нас на термотрансферной плёнке, будет легко перенести на ткань, используя термопресс». В любительском варианте, впрочем, сгодится и обычный утюг. Приятная особенность DTF для всех — в отсутствии необходимости контурной резки: картинка приклеивается на ткань без выходящего за границы прозрачного ореола.

«Я верю, что за цифрой будущее, и мы решительно туда идём», — соучредитель красноярской компании «Меховой дом Ирины Дубровиной» Николай Заболоцкий заявил это с такой убеждённостью, как если бы имел дело с хлопком или синтетикой, а не с натуральным мехом, запечатанные на УФ-принтере образцы которого моментально разошлись по залу. Недоумение первых секунд сменилось предвкушением откровения. Мех? Не совсем. Принтованию подверглась только мздра — оборотная сторона шкур, сам же ворс остался нетронутым.

К подобного рода экспериментам в «Меховом доме» приступили недавно, перепробовав прежде самые разные виды декора, и в итоге первыми запатентовали технологию предпечатной подготовки мздры: во время выделки меха на линиях используются особые химические составы, укрепляющие поверхность материала. Баловство, подумают многие. Николай Заболоцкий считает иначе. По его мнению, цифровая запечатка тыльной стороны меховых изделий открывает внутри сегмента уникальные возможности. Таким образом, за несколько минут до финиша история о перспективах дружбы цифровой печати и моды мягко вернулась к старту: печатать можно на всём. И, как верно подметил Михаил Шпилькин, никогда не знаешь, что будет следующим в стремительном потоке индустрии моды.

Татьяна Зуева