Актуализация рынка цифровой текстильной печати в России

Открывая своим выступлением конференцию на тему цифровой печати по ткани, которую традиционно модерирует соучредитель журнала «Цифровой текстиль» и глава комитета по цифровой печати и декорированию текстиля РСПТЛП «СОЮЗЛЕГРПРОМ» Михаил Шпилькин, директор по развитию группы компаний «Вишневый пирог» Ирина Чернышева вспомнила, как здесь в апреле на площадке тренд-форума рассказывала о почти стихийном создании печатной мануфактуры «Принт текстиль» и клиентоориентированных принципах работы.

Как «Принт текстиль» поддержал «Вишнёвый пирог»

Шутка ли, всего за четыре года незначительная (принтер + менеджер) часть «Пирога»  оформилась в полностью самостоятельное «блюдо». Рецепт никто никогда не скрывал: строго следить за качеством, наращивать автоматизацию, изучать текущие тенденции и прислушиваться к заказчикам. Задачей последних шести с небольшим месяцев для «Принт текстиль» было не останавливаться, мобилизовав все накопленные ресурсы, благодаря чему с января по август 2022 года объем производства там превысили прошлогодние показатели вдвое. «Это был момент смены всей парадигмы нашей жизни», — вспоминает Ирина Чернышева и удивляет коллег сравнительными данными: 2018 год — одна печатная машина и 0,6 погонных километров ткани, 2022 год — 20 единиц оборудования, 32 погонных километра запечатанной ткани методом сублимации, 2,8 — по технологии DTF, 12 тысяч отшитых изделий в собственном швейном цехе.

Актуализация рынка цифровой текстильной печати в России

Итого, за четыре года КПД «Принт текстиль» увеличился в десять раз. «Я называю эти цифры с гордостью. Каждая из них — частичка нашего сердца, показатель нашей вовлеченности в дело, искренней веры в силу цифровой текстильной печати и в то, что мы нужны своим клиентам».

К явлению «чёрного лебедя» на мануфактуре начали готовиться загодя. Своевременные меры позволили «Принт текстилю» не лишиться самодостаточности. «Ещё в 2021 году, просчитывая сценарии развития событий, мы стали стали формировать запасы материалов — чернил, расходников, а ткань и раньше покупали впрок. Запасались всем как кроты. В результате, когда в марте клиенты звонили нам, писали, спрашивали «что делать?», ответ был один: мы работаем. У нас есть материалы. У нас есть чернила. Станки эксплуатируются без перерыва. Запасов хватит на три месяца — за это время выход найдётся».

С подачи заказчиков, стремящихся совместить рулонную печать на текстиле с брендированием готовых изделий, «Вишнёвый пирог» внедрил DTF-технологию, основанную на методе термотрансферного переноса изображения. Возможность за три дня запечатать до десяти тысяч единиц продукции оказалась настоящим открытием. В результате, запущенный в январе 2022 года цех к августу вырос по тиражам в 60 раз, перекрыв естественные на тот момент проседания в смежных направлениях.

Перечисляя факторы выживания не только юного по рыночным меркам «Принт текстиля», а всей группы компаний «Вишневый пирог» в целом, повидавшей за свои 16 лет немало «чёрных лебедей», Ирина Чернышева отдельно упомянула сплоченную команду, где пятьдесят процентов — коллектив работающий с первого дня, подающий пример вновь прибывшим.

Изучив информацию о программах бюджетного финансирования бизнеса и разместив заявки, «Вишнёвый пирог» в числе первых получил субсидии из всех доступных источников и, выдержав отбор, бесплатно представил собственный бренд женской одежды MRGT в рамках Недели моды в Москве. На Ирине как раз был один из популярных образцов капсульной коллекции «Линии тепла» — красный комбинезон из футера с начёсом для вечерних прогулок.

Фольга, как алмазы, востребована всегда

Без того, чтобы добавить блеска принтам не обходится ни одно мероприятие, посвященное цифровой обработке текстиля. Руководитель отдела текстильной фольги компании «Дубль В» Анастасия Гусева не в первый раз говорит об эффективности использования привычного для полиграфистов, работающих с бумагой, а с определенного момента и для фэшн-индустрии, отделочного материала.

Актуализация рынка цифровой текстильной печати в России

В ассортименте «Дубль В» как официального поставщика фольги Leonard Kurz в России и СНГ представлены все действующие линейки, включая голографическую. Реализовано много совместных проектов с отечественными производителями одежды, обуви и аксессуаров в последние годы активно эксплуатирующими металлизированный тренд. Живучесть последнего, наряду с не менее трендовыми простотой и минимализмом, обеспечена желанием брендов сделать свои изделия ярче, привлекательнее для потребителя. Декорированные фольгой предметы гардероба регулярно встречаются на подиумных показах в Италии, скандинавских странах и в сетевом ритейле.

«Возможности для рынка моды в использовании фольгирования чрезвычайно высоки, — отмечает Анастасия Гусева. — Фольга подходит для оформления повседневной и спортивной одежды, детских вещей, обуви и сумок из кожи и заменителей. То же самое касается домашнего текстиля. Фольга на внешней стороне средств индивидуальной защиты и на внутренней стороне верхней одежды применяется для отражения и, наоборот, сохранения тепла в экстремальных условиях. Яркий пример —  комбинезоны пожарных и куртки Colambia Omni-Heat. А настоящий хит 2022-2023 годов — трикотаж с эффектом металлик. С того момента, как весь мир погрузился в пандемию, толстовки и худи стали самыми востребованными предметами гардероба. Они и сейчас не сдают позиций».

Интересным для «Дубль В» опытом кооперации с модным бизнесом в направлении свободного стиля стала коллекция одежды бренда Averi, ориентированного на категорию женщин Plus-size. Кроме того, очень скоро на Wildberries поступят футболки с металлизированными мотивами — это уже результат сотрудничества с белорусской маркой Nelva. «Дети — наша любимая аудитория», — продолжает Анастасия Гусева и на экране возникает слайд с линейкой товаров для маленьких модников от давнего партнера «Дубль В» — Gloria Jeans. Там же можно найти украшенные фольгой Kurz купальники и одежду для йоги.

Считать, однако, что фольга может только блестеть не верно. Она бывает просто цветной, полупрозрачной, черной и белой, что даёт основания для экспериментов с графикой. Ну и совершенно особым подарком рынку моды должна стать голографическая серия с уникальными видами дизайна. Толщина любой фольги, крайне тонкой по структуре основы, всего-ничего — три микрона. При нанесении её на ткань или непосредственно на готовое изделие важна хорошая адгезия: клей обеспечивает закрепление на поверхности носителя, позволяет сделать нанесение выборочным, и обеспечивает стойкость при стирке и глажении.

Способ фольгирования текстиля уместнее выбирать, отталкиваясь от целей. Для точечного декорирования лучше подходит трио — цифровой принтер, плоский либо ротационный трафаретный станок и тигельный пресс, для плашечного и выборочного нанесения в промышленных масштабах — рулонные каландровые термопрессы. На складе «Дубль В» держат десятки самых актуальных видов (звезды, геометрия, тропики, анималистика), всего же у производителя их не менее тысячи и каждый доступен под заказ. Несмотря на санкции, взаимодействие российской компании с поставщиками продолжается.

Печатное оборудование и расходные материалы

Технический директор компании «Текстиль и технологии» Григорий Суменков, небезосновательно отрекомендованный модератором как представитель лидера рынка оборудования для текстильной печати в России, увлёк аудиторию разговором о решениях не только для профессионалов, но и для новичков рынка. «Какое-то время назад у нас действительно не было расходных материалов и, возможно, создалось ощущение, что их не будет. Ничего подобного. Проблемы решаются и сейчас ситуация нормализовалась», — отметил Григорий.

Актуализация рынка цифровой текстильной печати в России

«С 2013 года я постоянно слышу, что сублимация умирает, что это прошлый век. Вы не поверите, но начиная с 2014 года, сублимационная печать подрастает на 20% в год. Даже пандемия её не остановила», — с точки зрения выгодного вложения средств для текстильной типографии, считает эксперт, выбор очевиден. Модерировавший встречу Михаил Шпилькин поддержал коллегу: будучи подвижной в смысле инноваций и доступной для инвестиций, сублимация сохранит свою привлекательность ещё долго.

К слову, на «Интерткани» состоялась заочная премьера сублимационного принтера Trujet M4 от Karya Digital с печатными головками Epson i3200 — флагманский продукт турецкого бренда, с которым теперь работают «Текстиль и технологии». Габариты машины оказались слишком внушительными для запланированного стенда, поэтому пришлось ограничиться трансляцией изображения из демозала. На стенде же «отдувался» за двоих каландровый термопресс Monti Antonio. Желающие могли прийти, посмотреть и обсудить увиденное. Докладчик особо отметил, что в сублимационной печати роль каландра первостепенна: «Самому замечательному принтеру не компенсировать плохого каландра».

«Многие производители одежды люкс-класса и масс-маркета ушли с нашего рынка и, если инициативу не перехватить, место выбывших займут китайские компании — они уже это делают. Лучшего момента, чем сейчас, чтобы инвестировать в цифровую печать на текстиле для тех, кто давно рассматривал такую возможность, точно не будет», — подчеркнул Григорий Суменков.

Комплекс проверенных предложений «Алларт Сервис»

Среди поставщиков цифровых средств для печати по ткани Allart Service известен тем, что предлагает готовые комплексные решения. Отмечая возросший за последние три года интерес к текстильной полиграфии, менеджер компании Инна Жерихова вспоминает 2020 год, когда на фоне проблем с цепочками поставок и падения массовых заказов, появилось много запросов на печать от одного квадратного метра. С тех пор в этом смысле мало что изменилось, кроме того, что, начиная с февраля, направление поисков подходящего оборудования в России сместилось с Запада на Восток, а именно в Китай, с которым «Алларт Сервис» работает не первый год, поставляя десятки принтеров, в том числе под собственными торговыми наименованиями. «Мы давно поставляем принтеры из Китая и успели установить несколько десятков широкоформатных устройств на предприятиях в разных регионах страны», — отметила Инна Жерихова.

Актуализация рынка цифровой текстильной печати в России

В Allart Service гордятся достижениями своих клиентов, ставших следствием внедрения цифровых технологий. По степени вовлеченности в процесс особенно примечателен пример фабрики домашнего текстиля из Ржева Farfalina, где смогли не только загрузить заказами запущенный в конце 2019-го широкоформатный принтер Colors, но и буквально год спустя купили второй, большей ширины. Незаменимыми устройства, приобретенные в Allart Service, стали для брендов 8 Selection из Москвы и Texturelle из Нижнего Новгорода. Первый специализируется на базовой одежде и текстиле для дома, второй — на пошиве штор и постельного белья.

В зависимости от модели, системы для текстильной печати Colors имеют разную скорость (28 и 56 кв.м/ч), ширину рулона (от 2 до 3,2 м), от четырех до восьми цветов и от двух до четырех печатных головок с регулируемым размером капли. Но главная особенность этих машин — встроенная УФ-сушка, позволяющая, сэкономив на дополнительном оборудовании, надёжно закреплять изображение на ткани при помощи инлайн-устройства. Что касается промышленных объемов, то там верным спутником может стать принтер Atexo Vega X1, рассчитанный на тиражи до 5000 квадратных метров в день, либо его более мощный собрат Vega 3180-32 с производительностью 660 кв.м/час. В обоих за печать отвечают головки Kyocera.

С тех пор как термотрансферная печать приняла формат нового тренда, под видом технологии direct-to-film, предназначенные для этого цифровые принтеры появились в ассортименте многих поставщиков. Ключевое преимущество DTF заключается в возможности наносить изображение на любой текстиль, с любым составом, и предварительно не праймируя основу, получать на выходе отпечаток высокого качества. Такое не доступно ни шелкографии, ни DTG просто в силу видовых различий.

Брендирование и мерч, обычная и специализированная одежда, вшивные этикетки (бирки, составники, размерники) — сфера применения DTF широка, недаром к данной технологии обратились рекламные агентства и компании фэшн-индустрии. К числу таких клиентов у Allart Service относятся GloriaJeans, «Ямайка», Fancy Armor, «Мам, купи!», GoGood и все тот же «Вишнёвый пирог», а самым продаваемым полиграфическим продуктом в сегменте на протяжении двух лет является комплекс DTF-Oric, куда входит сублимационный принтер шириной 60 см, шейкер-сушка и РИП FlexiPrint. В подарок при покупке прилагается стационарная вытяжка. «Десятки комплексов, которые мы инсталлировали по всей стране говорят о том, что оборудование полностью оправдывает ожидания», — заявила Инна Жерихова и развеяла малейшие сомнения по поводу логистики: «Проблем с доставкой расходных материалов и запчастей нет — наши китайские партнеры чётко выполняют все обязательства».

Kunjut: от музеев до фешн

Пока на сцене происходила финальная рокировка спикеров, Михаил Шпилькин успел упомянуть об успешно реализованном производстве полного цикла в петербургской компании Kunjut, чьи дизайны для текстиля, наряду с принтами Solstudio Textile Design, входят в каталог трендов парижской выставки Premiere Vision. Взявший затем слово генеральный директор Kunjut Николай Першин пояснил, что именно с дизайнерских услуг тринадцать лет назад всё и зарождалось – «было два человека, рисовавшие принты для текстильной промышленности». Файлы высылали в Китай, печатали там образцы, сверяли их при получении с исходниками и утверждали у заказчиков — не самая удачная схема, учитывая сколько приходилось тратить времени и денег.

Актуализация рынка цифровой текстильной печати в России

Принты в Kunjut рисуют до сих пор: оставьте заявку на сайте и вам разработают персональный или выбирайте на вкус из готовых. А вот в Китае надобность давно отпала: обладая цифровыми печатными технологиями, компания наладила собственное производство, чьё качество востребовано самыми взыскательными заказчиками, включая Эрмитаж.

Минимальный тираж ткани, который типография готова выполнить по запросу — от 8 квадратных метров. По запросу, здесь же его и сошьют, предварительно изготовив прототип и проведя примерку, сделают бирку, упакуют и доставят по адресу. Оценить качество сервиса уже успели Сбер, Эрмитаж, Русский музей, Кировский завод, Манеж, Expoforum, СТС, ВКонтакте и другие знаковые организации.

Сублимация заслужила поддержку гендиректора Kunjut за то, что позволяет с предельной точностью передавать любые цвета, градиенты, превосходно воспроизводить векторную и растровую графику. Это видно по коллекциям сувенирного текстиля для Русского музея, государственного музея-заповедника «Царское село» и Санкт-Петербургского туристского бюро, а также линейкам одежды российских модельеров Федора Дьяконова, Пети Ле, Анастасии Янсетер. Есть у Kunjut и собственные предложения для маркетплейсов. Цифровые рулонные принтеры, говорит, Николай Першин, подходят для выполнения заказов любой сложности, в любом количестве и в кратчайшие сроки: к примеру, на базовые 8 квадратных метров уходит примерно тридцать минут печати. Для сублимационной предпочтительнее чистый полиэстер («Чем его больше в ткани, тем ярче краски»), при работе с льном, шёлком и хлопком используются реактивные чернила, кислотными печатаются шёлк, шерсть, полиамид, нейлон, пигментными чернилами изображение передаётся на лен, хлопок и трикотаж. В запасе у Kunjut более 70 протестированных натуральных и синтетических основ.

Актуализация рынка цифровой текстильной печати в России

Конференция собрала заинтересованную аудиторию, многие участники не расходились и после окончания, задавая дополнительные вопросы спикерам. Успех мероприятия ещё раз подтвердил актуальность и востребованность темы цифровой печати для целевой аудитории выставки «Интерткань». Видеозапись конференции доступна на канале SHPILKIN.RU. Оцените сами!

Татьяна Зуева