Лёгкую промышленность часто называют недооценённой отраслью, имея в виду противоречие между широтой заложенных там возможностей и неполнотой их реализации. В известной степени цифровая текстильная печать, существующая на стыке легпрома и полиграфии, ещё недавно была в похожем положении: её очертания еле различались на фоне более развитых и уверенных в себе представителей одного с ней семейства — рекламы, этикетки, упаковки. Пандемия, запустившая процесс трансформации fashion-индустрии в сторону обратную от массовой моды — к производству по запросу, привлекавшему своей гибкостью, отсутствием склада и экономией ресурсов, расправила крылья и цифровому текстилю. На благодатной почве персонализации взошли такие популярные теперь направления, как DTG, она же прямая печать по готовой одежде, и DTF — набирающий популярность метод переноса изображений на ткань по термотрансферной технологии. Специалисты, уловившие перспективный тренд, поначалу робко, а затем всё смелее осваивали новую нишу печатных услуг пока наконец не появились основания говорить о формировании в России крупного пула компаний, специализирующихся на цифровой обработке текстиля.
Вспоминая, как двадцать лет назад с убеждённостью адепта светлой стороны силы рассказывал коллегам о CtP и формных пластинах соучредитель журналов «Легпром ревю» и «Цифровой текстиль», глава профильного комитета Союзлегпрома Михаил Шпилькин поступил по-джедайски мудро: опыт доказал преимущество прямого экспонирования печатных форм лазером перед уже ушедшими в прошлое фотонаборными аппаратами. Задача участников панельной сессии «Практический опыт внедрения цифровой текстильной печати», состоявшейся в рамках выставки Printech 2023, заключалась в том, чтобы констатировать эффективность струйных широкоформатных и планшетных принтеров в сравнении с куда более дорогими в обслуживании и ресурсозатратными аналоговыми устройствами для запечатывания ткани.
Выступая в традиционной для себя роли модератора подобных встреч, Михаил Шпилькин первым из экспертов зажёг «световой меч» аргументов в пользу укрепления цифрового текстиля. Анализ данных от поставщиков оборудования и расходных материалов, которые журнал «Цифровой текстиль» использует для своего ежегодного обзора российского рынка текстильной цифры, позволяет оценить достигнутые там результаты и спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации.
Об итогах 2022 года в области рулонной печати по текстилю было подробно рассказано во время круглого стола на выставке «Инлегмаш» в марте этого года, но так как посетители выставки Printech в своём большинстве не были на том мероприятии, то этот рассказ был первой частью выступления Михаила, пересказывать которую читателям журнала не имеет смысла. А вот дать оценку взаимоотношениям DTG (Direct-to-Garment) и DTF (Direct-to-Film) — ждёт ли их конкуренция или мирное сосуществование, было необходимо.
С точки зрения того, как для каждой из технологий сложился прошлый год, распространение DTF-печати в России перетянуло симпатии типографий на её сторону, сократив число установок ещё недавно набиравших популярность DTG-устройств в три раза: если в 2021 году было продано 154 принтеров, то в 2022-м около пятидесяти. Сокращение объёмов готовых изделий с DTF-принтами до 2,5 млн штук отразилось на объёмах продаваемых чернил — они упали на 30%. Основная причина неудач DTG — в происхождении DTF. Современный метод термотрансферного переноса происходит из Китая, где и расходные материалы, и сами машины дешевле. От поставщиков оборудования для прямой печати по одежде их владельцы и потенциальные покупатели ждут решений, повышающих эффективность производства. Авторитет DTF между тем продолжит укрепляться. Уже сейчас есть все предпосылки к тому, что текущий год увеличит число работающих в РФ 300 рулонных комплексов по крайней мере вдвое. Аудитории было предложено ежедневно следить за информацией на сайтах изданий «Легпром ревю», «Цифровой текстиль» и в самих журналах раз в три месяца.
Начинать выступление с вопросов уже стало фишкой Евгения Тимощенко, директора по развитию печатной мануфактуры «Принт текстиль» и основателя типографии «Вишнёвый пирог», «повзрослевшей» с открытием новых подразделений до одноименной группы компаний. У присутствовавших на мероприятии, посвящённом цифровой текстильной полиграфии, он как практик поинтересовался желанием узнать об этом бизнесе и, услышав в ответ ропот одобрения, попросил поднять руки владельцев типографий, рассматривающих печать на текстиле в качестве дополнительного направления услуг. Выяснилось, что такие в зале есть, а дальнейший нетворкинг показал схожее понимание профессионалами от полиграфии сути своей деятельности: делать за деньги нужные вещи на правильном оборудовании силами грамотных людей. Плюс, по личному опыту Евгения Тимощенко, немного успеха и шарма, чтобы себя подать.
Для коммерческой типографии, на старте её развития, первыми заказами в большинстве случаев становятся визитки, и тут «Вишнёвый пирог» в своё время мало чем отличался от других. «Визитками» для начинающей текстильной мануфактуры, какой пять лет назад был «Принт текстиль», могут считаться футболки — простые и доступные всем. При этом в обоих случаях — идёт ли речь о печати на бумаге или ткани — наступает момент, когда нужно идти дальше. «Купив печатное оборудование, первое, что я печатал, были визитки. Если меня спрашивают сейчас, печатает ли наша типография визитки, я отвечаю: нет», — поясняет Евгений Тимощенко. С футболками примерно то же самое.
В «Принт текстиле», где есть своя сублимационная и рулонная пигментная печать, участок DTG, конструкторское бюро и швейный цех, в противовес одному-единственному принтеру, купленному когда-то «под клиента» («На него сейчас приходится до 10% печати по хлопку»), футболочный трек давно не самый важный. Бизнесом вообще движет не товар, а идея. «Определитесь, что вы хотите делать и для чего. В текстильной печати довольно много направлений. Можно печатать спортивную форму, мерч, детскую одежду, постельное бельё, шторы… Главное понимать: в основе дела лежит не сама технология, а именно идея, от которой будет отталкиваться всё остальное». Помогает также, по словам Евгения Тимощенко, немного помечтать, представив собственную компанию лет через семь, чтобы понять к чему в итоге требуется прийти, как быстро и нужно ли вообще. Для тех, кто пока не готов обрастать лишним оборудованием, подойдёт самый простой вариант: забыть про текстильный принтер и попробовать заработать на клиентском сервисе — он всегда в цене, как и сами клиенты. «Хороший клиент порой лучше штатного сотрудника, — говорит Евгений. — Мы очень любим работать с предпринимателями, которые выстраивают свой кусочек бизнеса, придумывают оригинальные идеи и пытаются их реализовать. Нам приятно поддерживать такие проекты, встраивая их в нашу производственную цепочку, где гарантированы высокий уровень печати и обслуживания. Многие клиенты через какое-то время открывают своё производство, но продолжают печатать у нас то, что за отсутствием мощностей не могут отпечатать сами».
Миссия таких организаций, как «Ковчег», где само название обязывает к спасительным действиям, заключается в обеспечении потребностей производств в технических средствах и расходных материалах за счёт альтернативного импорта. Руководитель направления текстильной печати компании, Андрей Дарьинский обозначил круг проблем, возникших у профильного бизнеса на фоне санкций в прошлом году. Разрыв отношений с партнёрами за рубежом, главным образом в Европе и США, кризис логистики усложнили или вовсе лишили доступа к оригинальным продуктам: станкам, краске, запчастям, программному обеспечению, а также гарантийному сервису тысячи российских пользователей. «Лишённое обновлений ПО и техподдержки оборудование у ряда владельцев просто превратилось в кирпич, — описал ситуацию специалист «Ковчега». Поступавшие же на рынок товары, включая аналоги, существенно поднялись в цене. Вместе с тем сложности неожиданным образом активировали трансформационный тренд: многие предприятия приступили к модернизации, расширили ассортимент предложений и парк машин. «В сложнейших, казалось бы, обстоятельствах цифровая текстильная печать ещё крепче встала на ноги, — отметил Андрей Дарьинский. — К цифре обратились приверженцы традиционных технологий, ведь одним из основных её преимуществ является способность создавать уникальные вещи, что сейчас очень востребовано. Владельцы сублимационных принтеров осваивали DTF-печать или покупали DTG-устройства — всё пришло в движение».
Для «Ковчега», сосредоточившегося, в частности, на поставках современных решений для печати по текстилю из дружественных стран, было важно стать для клиентов, обеспокоенных безопасностью своего бизнеса, надёжной опорой в вопросах сервиса и обеспечить бесперебойность производственного процесса. Благо сфера цифрового текстиля быстро развивается, позволяя при гораздо меньшем, чем прежде, объёме инвестиций работать с высоким КПД. Переломным моментом в оптимизации соотношения «цена – качество», считают профессионалы, стало оснащение струйных текстильных принтеров эффективными и долговечными печатающими головками Epson i3200 с разрешение 600 dpi на цвет взамен служивших ранее отраслевым стандартом головок от Kyocera — по стоимости они равноценны многим современным печатным машинам. В прошлом году такие принтеры стали продаваться и в России, значительно подогрев интерес типографий к цифровой текстильной полиграфии. Наличие четырёх и более печатающих головок Epson i3200 выдаёт в оборудовании образец промышленного класса. Согласно исследованию журнала «Цифровой текстиль», продажи именно таких устройств в ближайшей перспективе должны пойти в рост.
Преимущества работы с дружественными странами, в частности с Китаем, Андрей Дарьинский назвал залогом стабильности бизнеса участников рынка цифрового текстиля в данный конкретный момент. Здесь, как и везде, есть свои плюсы и минусы: привлекательная цена, широкий ассортимент предложений, недорогой ремонт — с одной стороны, и вместе с тем сложности в эксплуатации для персонала, функциональные ограничения, к которым нужно психологически подготовиться. «Взаимодействовать с китайскими принтерами гораздо сложнее, чем со станками известных мировых брендов, где оператору не нужно обладать слишком уж высокой квалификацией, — уточняет глава текстильного направления «Ковчега». Китайские машины, хорошо знакомые Андрею Дарьинскому, требовательны к инжиниринговой подготовке. «Там, к примеру, стоит меньше датчиков, отслеживающих проблемные моменты, и эту разницу сразу чувствуют все, кто привык иметь дело с брендовой техникой. Нам, не скрою, частенько приходится сталкиваться с недоумением пользователей по поводу того, почему то-то или то-то нельзя было сделать по-другому. Однозначного ответа нет — такова сложившаяся в Китае модель производства. Компании могут напичкать машину всевозможной автоматикой, но не делают этого. Большинство процессов регулируются на компьютере с помощью программного обеспечения, внутри самого принтера действия оператора ограничены».
Специфичность китайской техники выступает для покупателей дополнительным стимулом быть разборчивее в выборе поставщиков. Главное, на что следует ориентироваться: история завода, адаптация продуктов под внешние рынки, ценовой сегмент, универсальность комплектующих, возможность использования альтернативных расходных материалов, наличие техподдержки и гарантийного сервиса на территории РФ, репутация дилера. В списке флагманских предложений из «китайского меню» у «Ковчега» на данный момент есть принтеры для сублимационной и пигментной печати ARK-JET Sub и ARK-JET Tex, DTF-системы Apsaras G4-H и ThunderJet GS1908T от Gongzheng Group, каландровые термопрессы Hota и лазерные раскройщики Photonim.
Обустройство в нише цифрового текстиля для компании «Техно Принт», которую во время встречи на Printech 2023 представлял её директор Андрей Жердев, складывалось по принципу «это судьба». После ребрендинга группы фирм «Офисная полиграфия», работающей на рынке полиграфической техники и расходных материалов с 1994 года, на его базе была образована в 2007-м компания «Техно Принт», которая сконцентрировалась на технологиях и в какой-то момент взяла курс на DTF, продолжая при этом поддерживать жизнь собственного цеха шелкографии: к чему избавляться от того, что исправно работает. А в новом для себя направлении стала ведущим в России и СНГ провайдером оборудования для Direct-to-Film, успешно совместив в одном бизнесе аналоговую печать с цифровой. «Способ переноса изображения на основу с помощью DTF позволяет, используя универсальные трансферы, запечатывать широкий диапазон изделий из любых материалов: хлопка, синтетики, кожи», — сообщил Андрей Жердев, упомянув, к слову, про заказ на собачьи ошейники.
С начала текущего года «Техно Принту» удалось продать уже не один десяток комплексов DTFSTAR с шириной печати 30 и 60 см, занимающих для полноценного производства сравнительно небольшую площадь — около 15-20 квадратных метров. Трафаретный станок в условной квартире не поставишь, а настольный принтер DTFSTAR SUPER MINI запросто. Полученные трансферы формата А4 можно сразу перенести на готовую одежду при отсутствии термопресса даже обыкновенным утюгом. «Технология DTF пользуется огромным спросом среди организаций, работающих на маркетплейсах, в силу разнообразия продукции, которую можно выпускать таким способом, и её относительно низкой себестоимости», — уточнил Андрей Жердев. Перечисляя самые знаковые из реализованных «Техно Принтом» проектов по DTF с российскими предприятиями, он отметил установки в рекламном агентстве Promotion Group, на производстве модного бренда Nikifilini, швейно-печатной компании GoGood, в типографии «Четыре краски» и у лидера отечественного рынка мерча, промопродукции и бизнес-подарков «Проект 111», куда был поставлен топовый 60-сантиметровый комплекс DTFSTAR ZX6003 CHAMELEON, с тремя печатающими головками Epson i3200 и дополнительными к пяти основным флуоресцентными цветами Yellow, Magenta, Green и Orange.
Продакт-менеджер по кастомизации «Проекта 111» Ирина Колосова взяла микрофон последней, предложив небольшой экскурс в область своей специализации. В текущем году компания отмечает 30-летний юбилей и, существуя на рынке с начала 90-х, к сегодняшнему дню располагает 13 300 квадратными метрами производственно-складских площадей, 150 с лишним единицами техники, выполняет до 10 тысяч заказов в месяц, а её ежегодный оборот превышает 6 млрд рублей, и во многом это заслуга текстильной печати. Примерно треть продаж в сегменте b2b-подарков, говорит Ирина, занимает брендирование одежды и аксессуаров.
Кастомизация — процедура более индивидуальная, нацеленная на создание добавленной стоимости продукта, выполняемого по конкретному запросу. Другими словами, это персонализация уже оформленного с помощью аналоговых или цифровых машин изделия элементами дополнительного декора: принтованными патчами, лейблами, кожаными вставками. «Мы имеем дело с историей о том, как можно менять уже готовый, отгруженный на склад товар практически полностью. Основные виды нанесения не заменяются — расширяется сам формат услуги. К примеру, с лицевой стороны вещь украшает яркий авторский принт, а сзади у неё нашивка с названием компании или бренда», — тут Ирина Колосова обратила внимание зала на свою собственную футболку.
Самые обыкновенные и популярные тканевые лейблы «Проект 111» продаёт десятками тысяч (71 851 штука с января по май, на сумму 5+ млн рублей) при среднем заказе 10–50 штук — их пристрачивают к одежде, сумкам, головным уборам, зонтам. Есть также наклейки с DTF-печатью, шевроны — пришивные или съёмные, где привлекательность ворсистой части обеспечивается тематической вышивкой. Наконец, наличие вязальных станков позволяют «Проекту 111» кастомизировать одежду, заменив фабричную трикотажную резинку на горловине, рукавах и внизу основы другой — с логотипом (по желанию) и любовью в каждой петельке.
Татьяна Зуева
Вы также можете прослушать все выступления спикеров панельной сессии на Printech на нашем Youtube-канале.