Цифровая неизбежность

В конце июня в Барселоне пройдет выставка ITMA — своеобразные олимпийские игры в текстильной отрасли. Так как ряд компаний приберег новинки именно для этой выставки, то в настоящий момент нам осталось обождать совсем немного, чтобы узнать насколько глубоко цифровизация проникла в отрасль. Однако анализ текущей ситуации однозначно показывает, что обратного пути нет.

Если же рассматривать один конкретный этап текстильного производства — цифровую печать, как способ декорирования ткани/готового изделия, то здесь цифровая печать уже играет заметную  роль, а фактические показатели роста за прошедшие пять лет и перспективы на следующую пятилетку впечатляют.

Текущая статистика и прогноз на ближайшие пять лет приведён на диаграммах.

Цифровая неизбежность

Рост связан не только с появлением новых или развитием существующих технологий в этой отрасли, но и с внешними запросами и потребностями.
• Меняется структура розничной торговли. Одновременно закрываются розничные магазины и происходит бум электронной коммерции.
• Социальные сети становятся новым каналом продаж и оказывают огромное влияние на принятие решения о покупке.
• Желание быть отличным от других и иметь свою одежду приводит к персонализации и означает переход от массового производства и даже от быстрой моды (fast fashion) к индивидуальному производству. При этом всё должно быть произведено быстро!
• Индивидуальное производство означает создание совершенно других производств и ведёт к полному изменению цепочек поставок, существовавших ранее.
• Индивидуальное производство — однозначно цифровое, что снимает с дизайнеров одежды все ограничения, присущие традиционным технологиям производства.
• Потребление становится всё более социально ответственным, в первую очередь перед природой, что является ещё одним аргументом при переходе от традиционной печати к цифровой (в разы лучшая экологичность процесса цифровой печати, особенно в сравнении с традиционными технологиями).

Сразу хочу сказать, что речи о полной замене традиционных технологий печати (ротационной или трафаретной) не идёт. Сдвигается нижняя граница экономической целесообразности перехода к цифровой печати, начинают играть активную роль временные факторы производства, цифровая печать позволяет достичь более высокого качества готовой продукции, покупатель готов к переплате за производство индивидуального изделия в короткий срок. И этот список можно продолжить.

Необходимо отметить, что цифровая печать — что по рулонам ткани, что по готовым изделиям, занимает очень небольшую долю в общем объёме производства. По разным оценкам речь идёт всего о 5–6% мирового производства, а это позволяет говорить о быстром росте — и даже в несколько раз.

Логичный вопрос: кто и зачем покупает новое оборудование для цифровой печати сегодня?
• Традиционные печатные производства, которые производят плановую модернизацию оборудования и/или расширяют свои возможности с помощью оборудования для цифровой печати.
• Новые бизнесы по печати на текстиле, которые изначально создаются как цифровые.
Причём печать — это единственная услуга, которая может быть оказана. Здесь есть интересный момент: маржинальность цифровой печати высока, но продавая не услугу по печати, а готовое изделие, например платье или комплект постельного белья, можно заработать значительно больше. Соответственно, возникает вопрос: в течение какого срока печатное производство научится шить?
• Создание печатных производств для обеспечения собственных потребностей cтало возможно после появления различных по масштабу и специфике цифровых технологий. Здесь возможным покупателем выступает и Zara с H&M, и частный дизайнер, специализирующийся на прикольных дизайнах футболок, и рекламное агентство и производитель штор.
• Цифровая печать, как совершенно новый продукт для существующей клиентской базы. Здесь наиболее показателен пример Amazon. Их истории посвящён отдельный материал в этом номере журнала.

Все размеры хороши, или какого размера бизнес необходимо организовать, чтобы достигнуть успеха? Данный вопрос не имеет единственного верного ответа. Различный размер имеющейся клиентской базы или её полное отсутствие, различные ниши или планируемые продукты, с которыми хочется работать, имеющиеся средства, которые готовы инвестировать в новый бизнес…

В настоящий момент существует оборудование и технологии практически на любой кошелёк и/или объём производства.

Можно купить футболочный принтер и пресс, поставить их у себя дома и продавать футболки через инстаграм. И на такой бизнес хватит и суммы менее миллиона рублей. За два миллиона рублей можно запустить небольшой бизнес по сублимационной печати. Большой бизнес будет стоить примерно от 15 миллионов рублей…

Другой пример из российской действительности — печать по рулонам ткани для последующего пошива футболок с полной запечаткой. Инвестиции примерно в три миллиона рублей. Получаемый продукт имеет более низкую себестоимость, чем печать по готовым футболкам, и более высокую продажную цену за счёт «крутого» производимого изделия.

Бизнес Amazon потребовал инвестиций в десятки миллионов долларов, но и имеет срок окупаемости оборудования, исчисляемый месяцами.

Немецкий Shirtracer начинал с небольших принтеров для печати по футболкам, а к промышленному оборудованию перешёл только тогда, когда таких небольших принтеров стало уже пять. Однако далее был огромный рывок вперёд, и за последние два года количество промышленных принтеров увеличилось до четырёх (общий размер инвестиций в печатное оборудование примерно 1,5 миллиона евро), а общий объём производства футболок — 4800 штук в день. Это совсем не Amazon (с его несколькими сотнями принтеров), но если представить, что с одной футболки они зарабатывают около десяти евро прибыли…

Надо отметить, что инвестиции в оборудование для печати могут быть меньше, чем разработка собственного программного обеспечения для работы, а ещё надо так организовать работу с поставщиками, чтобы иметь возможность в любой момент времени иметь на складе изделие, на котором клиент заказал печать. А это, например, футболки пяти различных размеров, десяти цветов и нескольких различных моделей, что
в итоге составит уже более сотни возможных вариантов!

И один из самых важных моментов в любом цифровом печатном производстве — создание дизайнов — того, что захотят печатать ваши клиенты. И здесь существует также несколько вариантов — нанимать собственных дизайнеров (как, например, сделал Shirtracer) или организовывать продажи дизайнов по аналогии с Merch by Amazon.

И в заключение хочу сказать следующее: бизнес цифровой печати по текстилю в самом начале своего роста, свободные места в поезде, двигающемся в этом направлении, ещё есть — занимайте свои места, поезд отправляется!

Михаил Шпилькин