Цифровизация печати: как меняется текстильный рынок

Согласно данным Минпромторга, в последние годы легпром отчитывается о росте: в 2017 году производство текстильных изделий увеличилось более чем на 7%, экспорт — на 17%, а к концу 2018 года экспорт российских тканей прирос ещё на 7,7%. При этом динамичное развитие отрасли наблюдается не только в России. Основные центры — Европа (в частности, итальянский и испанский рынки), Турция, а также азиатский рынок с центром в Китае. Каждый из этих центров имеет свой индивидуальный путь, но есть и общие черты. Максим Максимов, руководитель направления цифровой печати по текстилю Konica Minolta Business Solutions Russia, рассказал, как меняется текстильный рынок в России и мире благодаря активному распространению цифровой печати и как компаниям выживает в условиях ужесточения конкурентной борьбы.

Заказчики диктуют  новые требования

Главная общая черта разных региональных рынков — возрастающий спрос на текстиль со стороны крупных сетей, которые и выставляют требования к отрасли. Для сетей важно, чтобы заказы выполнялись точно в срок, а потому на первое место выходит скорость работы: преимущества получают наиболее оперативные производства. Уже сейчас у гигантов рынка цикл от размещения заказа в производство до реализации заказа в сетевом ритейле по всему миру, с учётом транспортной логистики, занимает около двух недель. Этот тренд — следствие популярности концепции «быстрой моды», которая подразумевает обновление ассортимента несколько раз в сезон.

Чтобы соответствовать тенденциям и не терять конкурентных позиций, компаниям приходится оптимизировать процессы, в том числе процессы печати. Это возможно благодаря цифровому оборудованию. При использовании аналоговой печати срок запуска партии занимает до трёх недель. Требуется большее число операций и согласований, что приводит к задержкам и финансовым расходам, в том числе штрафам за несвоевременное выполнение заказов.

Второе требование к рынку касается бережного отношения к окружающей среде. В этом плане традиционная печать не выдерживает конкуренции: использование метода сопровождается огромными расходами ресурсов — траты только воды могут достигать нескольких миллионов литров в день. По нашим данным, использование цифровой печати снижает расход электро­энергии до 57%, воды — до 62%, а выбросов парниковых газов — до 95%.

Сейчас многие компании заговорили о заботе об окружающей среде, но более всего это касается инициатив по вторичному использованию. Вряд ли такие мероприятия действительно помогают: на практике само наличие нереализованной продукции указывает на перепроизводство, а значит избыточную эксплуатацию ресурсов. Благодаря цифровой печати непроданных запасов становится меньше — и это ещё один шаг для повышения экологичности предприятий.

Новые требования повышают конкурентоспособность производств и способствуют развитию текстильной отрасли. Государственная поддержка на разных уровнях, от специальных программ финансирования с низкой процентной ставкой до организации специальных кластеров, казалось бы, должны стимулировать нарождающийся бум в отрасли. Однако картину нельзя назвать идеальной: темпы роста замедляются уже не первый год. Инвесторы и бизнесмены опасаются вкладывать деньги в отрасль, в большей степени от отсутствия стратегий продаж «диджитал-текстиля» и менеджмента, который их мог бы реализовать. Количество заказов стремительно увеличивается, но выполнять их становится всё сложнее по банальной причине отсутствия предприятий с принтерами для прямой цифровой печати по натуральным тканям и трикотажу.

Вызовы российского легпрома

В российском легпроме в целом есть важная проблема — заметная нехватка кадров. Активное появление новых предприятий, не обязательно использующих печать, например швейных, повышает требования ко всем участникам цепочки производства, в том числе персоналу.

Обратите внимание на Калужскую область, где благодаря появлению инновационных предприятий, в том числе в сфере легпрома, сейчас открыто 17 тысяч вакансий. На них приходится около 6 тысяч безработных.

Решением проблемы может стать автоматизация производства: установка автоматических швейных линий, оптимизация участков складской логистики и т. д. Но это дополнительные инвестиции.
Отличной альтернативой аналоговым низкоэффективным способам производства становится цифровая печать. Она упрощает производственный процесс: на одну машину требуется 1–2 оператора в отличие от аналоговой печати, где необходимы лаборатория по замесу красок, специалисты по цветопробам и выводам форм, печатники, кладовщики, инженеры, разнорабочие. Цифровая печать снижает издержки на персонал, но есть и другая сторона: требования к оператору повышаются, так как стоимость оборудования выше, а значит растёт и цена ошибки. Поэтому необходимо вводить цифровизацию текстиля в образовательный процесс и повышать уровень работников на общегосударственном уровне. Сейчас мы это делаем в рамках различных мероприятий, выставок, конференций, выступлений специалистов.

А что с ритейлом?

Свои вызовы наблюдаются и в фешн-ритейле: часто мультибрендовые продавцы не уверены, поступит ли партия товара вовремя и будет ли соответствовать качество продукции согласованным ранее образцам. Цифровая печать помогает решить и эту проблему. Сроки исполнения заказов сокращаются до нескольких дней. При правильно организованном процессе заказчик может быть уверен в качестве продукции, которую получит, от партии к партии. Тем более стоит отметить, что не стоят на месте и разработчики различных решений для работы с цветом, в том числе и Konica Minolta.

Сейчас некоторые заказчики отправляют заказ производителю печатной продукции вместе с бумажной цветопробой или демонстрируют макеты на экране смартфона, указывая пометку, например: «Смотреть исключительно на определённой модели телефона». Так формируется новая модель бизнеса, и в течение ближайших лет нас ждёт огромное количество различных решений как в области программного обеспечения для заказчиков и покупателей, так и для конструкторов, модельеров и дизайнеров, а также в сфере автоматизации производственных процессов. Уже сейчас в принтерах Konica Minolta Nassenger всё управление производственным процессом ведётся оператором с планшета, и на дисплеях отображается вся необходимая информация (процесс рипования изображения, скорость печати в линейных и квадратных метрах, расход чернил по каждому из цветов и т. д.)

В текстильном ритейле есть ещё одна проблема — отсутствие качественной упаковки, выполненной цифровым способом печати, которая позволяет увеличивать добавочную стоимость и дороже продавать продукцию собственного производства. На данный момент на рынке либо практически нет подобных решений, либо существуют проблемы в кооперации между производителями упаковки и текстильными производствами. Сейчас мы пытаемся знакомить обе категории производителей в рамках специализированных мероприятий, так как в арсенале Konica Minolta есть оборудование не только для прямой печати по текстилю, но и для производства упаковки и маркирования готовой продукции, что очень актуально в связи с вступлением в силу закона об обязательной маркировке изделий.

В целом в российском фешн-ритейле сложилась следующая ситуация: рынок готовой продукции огромен, однако работают на него в основном внешние страны-производители. То есть внутренний рынок обладает потенциалом, а ведь ещё есть и экспорт. Реализация этих возможностей — вопрос многих факторов, среди которых уровень технологического развития, изменения в бизнес-процессах, применение верных маркетинговых инструментов и, конечно же, обладание современным высокотехнологичным цифровым печатным оборудованием и оборудованием для обработки текстиля.

Печать на ткани: способы и ограничения

Российский рынок печати на натуральных тканях представлен небольшим количеством компаний с низким производственным потенциалом для прямой печати реактивными и кислотными чернилами. Сегодня перспективны сегменты печати на хлопке, вискозе, шёлке и шерсти, в скором времени льне (сейчас им засеяли несколько регионов в рамках государственной программы). Сейчас мы ведём несколько крупных проектов, которые смогут сильно разгрузить отрасль, но одним из недостатков является медленный запуск таких предприятий. Связано это с тем, что подобные проекты часто запускаются с нуля, в отличии от остального мира, где цифровая печать интегрируется в предприятия с аналоговой печатью и со временем полностью вытесняет последнюю. У нас же предприятия с аналоговым методом нанесения изображения предпочитают до последнего использовать ротационную и трафаретную печать, часто не заботясь о стоках и очистных сооружениях, условиях работы и уровне персонала.

Вторая причина — отсутствие очистных сооружений и газа. Газ очень сильно влияет на снижение себестоимости, что напрямую влияет на формирование цены при условии выхода на экспортные поставки.

Ещё один метод нанесения рисунка на натуральные ткани — печать пигментными чернилами. Скорее всего, с точки зрения количества инсталляций это будет самый массовый рынок печати по натуральным тканям в России (в отличие от остального мира, где пигментная печать сходит на нет по причине, указанной выше: простота интеграции реактивной печати в существующие производства), так как вход в рынок финансово доступен для большинства предпринимателей, а технологический процесс относительно прост. Печать пигментными чернилами имеет ряд недостатков, с которыми постоянно пытаются бороться производители оборудования: слабые устойчивость и яркость, а также высокая стоимость чернил. Именно поэтому пигментные чернила применяется при производстве одежды для новорождённых и постельного белья — деликатных вещей, которые не подвержены агрессивному воздействию среды и служат недолго. В нашем ассортименте из предыдущего поколения принтеров специально оставлена одна модель — Nassenger Pro120, которую можно использовать для печати пигментными чернилами. Однако в нашем шоу-руме мы используем её для печати кислотными чернилами. Всё чаще появляются запросы для прямой печати по полиамиду, разным видам шерсти и шёлка.

Кстати сказать, прямую печать на синтетических материалах стоит рассматривать отдельно. Технологически этот рынок развит слабо, и существующие предприятия не способны справиться с серьёзными объёмами. Ситуацию может облегчить только установка соответствующих принтеров на действующих предприятиях в Иваново и Московской области. Из синтетических материалов наиболее перспективным является полиамид, который применятся для создания многих изделий — от купальников до нейлоновых сумок и спецодежды. Особый интерес представляет сейчас печать на материале полиамид 6.6.

При этом сегмент сублимационной печати на синтетических тканях развивается крайне активными темпами. Рынок же прямой печати по синтетике развит слабо, так как производителей специального пропитанного полотна в России совсем немного — весь материал привозится из-за рубежа. Компании, которые начали самостоятельно подготавливать ткань к печати, появились в нашей стране совсем недавно. В будущем пропитывание ткани, возможно, для некоторых компаний выльется в отдельное направление бизнеса.

Прямая печать по полиэстеру обладает многими преимуществами: высокой скоростью и производительностью оборудования, упрощённым технологическим процессом, ярким изображением и возможностью сквозной пробивки полотна, что особенно актуально для производителей рекламной и оформительской продукции (флаги, растяжки и т. п.), а в фешн- и лакшри-индустрии — для производителей платков и блуз. Становится ниже и себестоимость печати: стоимость сублимационной бумаги составляет около 40–70 евро­центов, а пропитанные ткани для прямой печати отличаются в цене от непропитанной примерно на 5–10 евроцентов. При больших тиражах печатной продукции эта разница оборачивается существенной экономией и снижением себестоимости выпускаемой продукции. В связи с этим в ближайшее время рынок прямой печати по синтетике будет активно развиваться.

При продвижении продукции многие производители используют миф, что печать в принципе может осуществляться только на синтетике. Конечно, это неправда. Но таковы реалии: сублимационных принтеров продано больше, и они ближе к малому бизнесу. Ситуацию необходимо менять с помощью просвещения и знакомства компаний, печатающих по натуральным тканям, и их возможных заказчиков. В этом году мы как раз планируем провести такое мероприятие.

Цифровизация печати: как меняется текстильный рынок

Цифровая печать: обзор технологических решений

Прямая цифровая печать пока занимает небольшую часть рынка — около 6%. Небольшой показатель объясняется новизной рынка: в Россию он пришёл несколько лет назад. Но развитие происходит активнее, чем ожидалось: всего год назад доля составляла 4%, прогнозировался рост в 0,5%. Однако уже сейчас эти 6% рынка равны 2,57 млрд м² напечатанной продукции, а в следующие несколько лет прогнозируется рост до 4,5 млрд м².

Цифровая печать будет всё больше завоёвывать позиции, и потенциал развития сегмента огромен. Однако в каждом конкретном случае эффективность зависит от правильного выбора оборудования.

Оборудование Konica Minolta для цифровой печати по текстилю представлено тремя моделями принтеров нового поколения — Nassenger 8, Nassenger 10 и Nassenger SP-1. Все устройства собираются в Японии и имеют полный комплекс технологичного оборудования собственного производства.

Nassenger 8 — это принтер начального уровня. Он оснащён 16 или 32 печатными головами. В комплектацию также может быть добавлен девятый ряд для дополнительного цвета. Принтер печатает со скоростью до 380 м²/час.

Модель Nassenger 10 — технологически развитый принтер с 81 печатающей головой. Это более быстрый вариант: скорость может достигать 1000 м²/час.

Все принтеры обладают одинаковым интерфейсом и при расширении парка оборудования не требуют переобучения персонала. Также на всех одинаково откалиброванных принтерах Nassenger можно получить гарантированно одинаковое качество печати. Некоторые международные клиенты Konica Minolta используют модель Nassenger 8 для вывода цветопроб, а основной тираж печатается на принтерах Nassenger 10 и Nassenger SP-1e.

С историями их успеха можно ознакомиться на нашем Youtube-канале.

Наиболее высокопроизводительной моделью линейки является Nassenger SP-1e — принтер, печатающий в один проход со скоростью до 7 тысяч м²/час. Данная модель используется для печати полотна реактивными или дисперсными чернилами. На сегодняшний день таких принтеров в мире установлено более десяти.

Это самый серьёзный конкурент для рынка ротационной печати. Как показывает отчёт Gherzi, себестоимость отпечатка на цифровом печатном оборудовании становится сопоставима с ротационным при увеличении тиража, то есть конкуренция происходит не только на низких тиражах, как это, например, происходит при печати листовой бумажной продукции, но и на длинных. Эта информация, возможно, будет интересна для владельцев предприятий, которые хотят диверсифицировать собственное производство или просто расширить бизнес.

Nassenger 10 мы планируем показать в рамках выставки ITMA-2019, которая пройдёт в этом году в Барселоне. Этот же принтер и Nassenger SP-1 можно посмотреть в нашем шоу-руме в регионе Комо (Италия), а принтеры младших моделей в шоу-руме в Москве.

Особое внимание хотелось бы обратить на то, что Konica Minolta — один из немногих производителей оборудования, которые имеют полный цикл производства: собственные печатающие головы, принтеры, чернила.

Исследованиям свойств чернил уделяется особенное внимание. Не так давно были введены в процесс новые чёрные чернила с повышенным коэффициентом плотности по просьбе нескольких клиентов из Турции. Отмечу также, что все чернила Konica Minolta имеют необходимые сертификаты для контакта с человеческой кожей, в том числе детской. Реактивные чернила сертифицированы в соответствии с международными стандартами GOTS.

Максим Максимов