Как цифровые технологии меняют текстильную индустрию

К 2030 году доля цифровой печати в текстильном производстве вырастет с нынешних 7% до 25%, а к 2040-му — до 40% — таков прогноз Европейской ассоциации производителей специализированной полиграфической продукции (ESMA), озвученный её генеральным директором Питером Буттиенсом. Последние барьеры и  узкие места, по его мнению, удастся преодолеть за счет инновационных технологий и расходных материалов, а также в результате серьезных изменений спроса и предложения на рынке. Преобразования, которые мировой легпром переживает на пути к циклической форме деятельности, экономические проблемы, заставляют отрасль переходить к новым бизнес-моделям, как в отношении выпуска продукции, так и в части ее реализации. Цифровая печать, в данном случае, — ключевой инструмент трансформации.

Быстрая мода

Совершенно очевидно, что поддерживать прежний ритм агрессивного производства фэшн-индустрия больше не может. Это нерационально, неэффективно, несправедливо, а значит — неправильно.

Начиная с середины 1990-х годов средняя цена на одежду в Европе снизилась более, чем на треть. В то же время, подогревая потребительский спрос, модные бренды стали выпускать по несколько коллекций в год, снижая качество изделий и стимулируя рост текстильных отходов, где львиную долю составляли вещи, надетые менее десяти раз. С другой стороны, розничная наценка на товары выросла с 30% в 1970 году до 70% в 2020-м, при том, что цена на хлопок оставалась неизменной в течение полувека. Стоимость сырья никогда не была распределена равномерно между поставщиками. Всегда существовали страны с низким уровнем оплаты труда, откуда хлопок везти дешевле.    

В условиях массового выпуска недорогой одежды, использующего запутанную цепочку поставок ради максимальной выгоды, выбросы углекислого газа могли превышать вес конечного продукта в десятки раз. В перерывах между обновлением ассортимента, магазины не успевали распродать товар, из-за чего происходило затоваривание складов и накапливались тонны невостребованного текстиля. Сейчас картина меняется. Отчасти этому способствовала популярность онлайн-покупок и выполнение заказов по требованию. К тому же, фэнш-марки люкс-класса, позволявшие себе в прошлом уничтожить запасы своих старых коллекций, вместо того, чтобы сделать на них скидку, предпочитают не рисковать репутацией, демонстрируя нерациональный подход. 

Все еще сохраняющиеся сложности в цепочках поставок препятствуют переменам в текстильной отрасли, однако, влияние цифровой печати на сокращение производственных циклов и ускорение рабочих потоков за счет автоматизации, подстегивает преобразовательный процесс.

Как цифровые технологии меняют текстильную индустрию

Экономия в действии

Значительно сэкономить временя и ресурсы можно просто: заменить традиционные трафаретные машины цифровыми принтерами.

Подготовка трафаретов — отдельно для каждого цвета — представляет собой трудоемкий и дорогостоящий процесс, особенно на коротких тиражах. Размер изображения, в данном случае, ограничен размером цилиндра, а само нанесение происходит поэтапно. Словом, рынок требует гибкости, которой у аналоговых машин нет.

В цифровой печати все иначе: рисунок может быть разным и сразу же цветным, не приходится смешивать краску, нет необходимости в тонировании, пробной печати и сушки перед финальным оттиском. А главное, — ничего не нужно мыть. Экономия чернил, энергии и воды при использовании трафаретной техники и цифровой несопоставима: в первом случае на каждый погонный метр расходуется около 50-60 литров воды, во втором — от 14 до 20 литров, то есть на две трети меньше. Было подсчитано, что замена всех ротационных систем в мире цифровыми аналогами позволит сократить расход водных ресурсов в объеме 760 миллиардов литров.

То же относится и к энергии. Экономия 800 миллионов кубометров природного газа в год и 1000 ГВтч электричества равноценна ежемесячному энергопотреблению одной такой страны как Бельгия.

Как цифровые технологии меняют текстильную индустрию

Микрофабрики

В появлении микрофабрик, небольших текстильных производств полного цикла, работающих по схеме print-to-demand, которых становится все больше в Европе, цифровые технологии печати играют определяющую роль. От крупных фабрик такие предприятия отличаются персонализированной политикой и гибкостью в выполнении заказов, изготавливая ограниченные партии товара с четко определенными параметрами. Количество отходов и уровень углеродного следа при такой схеме минимальны. Кроме того, быть ближе к покупателю стремятся все современные бренды одежды, а с помощью цифровой печати они могут привлечь внимание клиентов, создавая для них уникальный продукт.