«Принт Текстиль» Евгения Тимощенко или Как за два года вырасти вдвое

«Принт Текстиль» Евгения Тимощенко  или Как за два года вырасти вдвое

Евгений Тимощенко и его типография хорошо известны и успешны в цифровой рекламной полиграфии. Три года назад он решил выйти на рынок печати по текстилю, через два года удвоил свои производственные мощности и сейчас проводит очередное переоборудование производства. В чём секрет быстрого роста и почему он верит в дальнейшее бурное развитие российского рынка цифровой текстильной печати, мы побеседовали в горячий предновогодний сезон.

— Как ты пришёл к тому, что текстиль — это интересное для вас направление и когда запустил производство печати по натуральным тканям и сайт print-textile.ru?
— Текстиль — это тот бизнес, в котором я раньше работал, ещё до того как занялся полиграфией. Примерно с 1998 по 2004 год я занимался домашним текстилем, продавал одеяла и подушки. Поэтому я немного касался этого рынка, и он мне нравился. Но это было в самом начале моих бизнес-проектов, и там осталось много всяких не взлетевших начинаний. Одним словом, какой-то бэкграунд понимания того, как и что там происходит, есть.

Текстильное направление в нашей нынешней реинкарнации связано с тем, что мы этот вопрос начали обсуждать в 2017 году с Мишей Шпилькиным, и мне оно показалось интересным. Запуск в 2018-м был связан с уже существовавшими у нас тогда клиентами, для которых мы печатали on-demand-упаковку и всякие рекламные полиграфические мелочи. Их основной бизнес был связан с футболками, одеждой. И мы предложили: «А давайте мы возьмём печать футболок на себя и будем выполнять и другие заказы».

Это послужило основой нашего текстильного бизнеса. Мы просто у уже существующих клиентов стали выявлять потребности в новых продуктах. На сегодняшний день это наша основная политика.
Мы считаем, что классический полиграфический рынок сейчас весь в проблемах. В целом он переживает спад, если не считать нескольких отдельных направлений. Помимо спада он переживает депрессию в отсутствие инноваций и новых идей. Если посмотреть последние сообщения, то видно, что нет никаких прорывных векторов развития. Поэтому мы ищем пути для диверсификации.

«Принт Текстиль» Евгения Тимощенко  или Как за два года вырасти вдвое

— То есть с идеей диверсификации вы более двух лет назад как бы предугадали развитие рынка? При том что к этому времени у вас уже был серьёзный полиграфический бизнес — типография «Вишнёвый пирог» с цифровой печатной машиной HP Indigo 12000 и первой в России системой цифрового лакирования Scodix, плюс ты уже поглотил порядка пяти других типографий и сервисов к тому моменту.
— Шесть, если быть точным. Но я бы не сказал, что мы что-то опередили. Я даже считаю, что мы с неким опозданием движемся, и мы какие-то риски полной ложкой сейчас кушаем. Но, как ты понимаешь, предпринимательство — это путь рисковый: ты делаешь ставки, и они либо играют, либо нет. Ты, конечно, можешь видеть какие-то направления, идеи, развитие рынка, но какие-то вещи ты не сможешь предугадать никогда, и они для тебя будут большим сюрпризом. Поэтому у нас, я считаю, пока идёт стадия накопления опыта.

Но с точки зрения идей, я считаю, кризис в полиграфии, в бумаге начался уже давно и всё продолжается. И мы будем видеть ещё какие-то изменения в той же динамике. Как популярно сейчас говорить, корона­кризис явился катализатором всех процессов, изменений в сознании, в потреблении, в работе компаний.

Вообще изменения, ну скажем, хотя бы материала, с которым мы работаем, уже позволяют чувствовать себя немножко по-другому, работать в другой нише… И в принципе устойчивая позиция в бизнесе — это когда у тебя больше трёх ножек. Не две (!), а три хотя бы, а ещё лучше четыре-пять. Соответственно, когда какие-то из них начинают ослабевать, приходится искать новые.

— А по каким критериям вы выбирали оборудование для направления текстильной печати?
— Скорость, качество печати, сервис, репутация производителя и поставщика — это всё важно. Но главное — просчитать, что нужно рынку, на котором ты собираешься работать. Оборудование, с которым мы сейчас работаем, оно не самое высокопроизводительное. В действительности у нас печать на ткани не промышленная по объёмам, а скорее студийная. Найти заказы на такую машину несложно, но проблема в том, что у неё маленькая скорость и довольно высокая себестоимость.

Поэтому здесь важен вопрос дальнейшего развития, выбор, по какому пути пойти. Я честно скажу, я не сторонник демпинга и не считаю, что это способ развития на рынке. Поэтому в нашей нише весь вопрос заключается в поиске нужного клиента. Это во-первых! А во-вторых — в правильной оценке состояния рынка. И вот, просчитав пакет заказов, который нужно будет производить, или уже имея его, можно выбирать оборудование.

«Принт Текстиль» Евгения Тимощенко  или Как за два года вырасти вдвое

— Можешь описать портрет вашего заказчика?
— Сложно, они разные. Но я могу нарисовать портрет того заказчика, который точно будет с нами надолго и будет успешен. Это заказчик, который занимается бизнесом и который понимает, что его заработок находится в управлении контентом. Он занимается дизайном, генерированием, хранением и доведением до конечного клиента графической информации и контента. Он разрабатывает дизайн, готов работать с маленькими партиями и может этот контент генерировать достаточно оперативно. У него есть потребность в выполнении этих дробных заказов, небольших, но достаточно дорогих в исполнении, потому что они все очень индивидуализированы. И таких заказчиков немало в самых разных сферах.

— То есть человек, обращаясь к вам и получая такие опции, как полная запечатка, качественные натуральные материалы, гарантии качества, сроков и определённый уровень сервиса, видимо, становится постоянным клиентом и превращается в партнёра?
— По сути, мы для этих клиентов являемся своего рода аутсорсинговым производством, с которым они должны научиться правильно работать посредством автоматизированной системы. В итоге они получают гарантированный уровень качества, сроков и сервиса.

Мы — ателье по печати персональных тканей, и наша задача создать такой большой поток заказов, чтобы мы могли на полные обороты задействовать свои развитые системы автоматизации и управления производством. Они построены у нас на базе ПО «Принт-Эксперт».
И тех клиентов, которые к нам приходят, мы пытаемся вырастить до того уровня, чтобы им тоже стал интересен такой уровень бизнеса.
Два с половиной года мы занимались только печатью. Берём рулон и отдаём рулон, готовую пошитую продукцию мы не выпускали и при необходимости работали в кооперации.

Со временем многочисленные коллеги, клиенты убедили нас в том, что нужно выпускать и конечные продукты. И вот буквально сейчас мы формируем своё собственное швейное микропроизводство, запускаем свой собственный швейный участок и будем производить готовые изделия. Могу даже анонсировать один из первых шагов в этом направлении. Мы сейчас запустили сервис печати декоративных подушек с индивидуальными принтами. Можно зайти, посмотреть, сайт называется печатькотов.рф.

— Печатькотов?
— Да-да! Мы сделали сначала единичный продукт (у меня ребёнок попросил подушку с принтом, который ему хотелось). Мы сделали её, потом решили анонсировать, что можем производить такие продукты, и пошли первые заказы — с пожеланиями напечатать своего котика на подушке.

В итоге мы решили, что «печатькотов» будет интересным брендом, и сделали отдельный сервис и сайт. Можно зайти, посмотреть. Сайт работает, там есть конструктор, можно загрузить фотографию, посмотреть подушку в 3D и всё это заказать и оплатить.

— Долго делали сайт?
— Так как мы это делаем своей внутренней командой, то это занимает примерно 2 недели работы. Лендинги или вот такие сайты с самостоятельным конструктором макетов мы можем делать отдельно под каждый проект. У нас есть, например, интернет-сервис с известным брендом подгузников, делали подобный проект с Pepsi, уже 5 или 6 проектов с разными брендами. И сейчас у нас два таких проекта в работе.

— Возвращаясь к печати, за какой срок удалось полностью загрузить ваш первый текстильный принтер?
— За год. Я в принципе считаю, что есть стандартные нормы с внедрением любого оборудования в производство. Шесть месяцев после инсталляции занимает только запуск машины в рабочем режиме, освоение технологии. Это время, за которое мы научились печатать, научились пользоваться, хлебнули сполна проблем, научились решать их и так далее.

Это вообще для любой машины, для любой технологии характерно: чтобы понять, как машина работает, нужно шесть месяцев. Только потом начинается выход на какой-то объём, рост и так далее.

— И теперь у вас два принтера для печати по натуральным тканям?
— Да, и после серии различных экспериментов мы сейчас однозначно приняли для себя решение, что расширяемся в область печати по синтетике, добавляя к нашему ассортименту сублимацию. И это опять же связано с прямым клиентским запросом — наши клиенты хотят, чтобы мы им оказывали услуги по сублимации с привычным уровнем сервиса, качества, стиля работы.

— Да, синтетических материалов действительно очень много сейчас хороших, инновационных, самых разнообразных. Очень интересный рынок.
— Да, несравнимо много стало. Но, знаешь, вот я, погрузившись в это на два месяца с головой, могу снова сказать: на этом рынке точно такое же непаханое поле у нас в России. Мы за два месяца придумали уже столько всяких инноваций и новинок, которые можно вывести и попробовать, к которым никто даже не подступался.

«Принт Текстиль» Евгения Тимощенко  или Как за два года вырасти вдвое

— А какой объём в общем обороте холдинга, скажем так, занимает сейчас текстильная печать?
— Уже ощутимо, 10–15% сейчас. И наш пессимистичный план роста по направлению о-очень отличается от всех других направлений. В разы.

— Хорошо иметь такой «пессимистичный» план… Итак, теперь у вас добавилась синтетика, есть печать по натуральным тканям, а в прямую DTG-печать решили пока не идти?

— Пока наши тесты в области DTG-принтеров были не очень успешные, но мы движемся в изучении этого рынка и не только его.
Я вижу интересные хорошие тренды. Если раньше все считали, что есть какая-то огромная машина потребления в нашей стране, то в этом году очень чётко стало понятно, что никто инвестировать в товар, который, возможно, не продастся, не будет. В результате возникает дефицит и спрос на какие-то более тонкие вещи, необходимо больше эксклюзива, больше индивидуальности.

— А как ты смотришь на сегодняшний российский рынок текстиля в целом?
— Я на него смотрю исключительно позитивно, потому что, вообще говоря, этот рынок — это рынок идей. В принципе текстиль, как бизнес, это продажа качественно исполненной идеи конечному покупателю. А сейчас, когда идея действительно интересная, её можно опробовать, не вкладывая большое количество денег.

Идея становится двигателем бизнеса. И это как раз самая интересная часть, к которой мы постепенно подходим, когда сам клиент финансирует реализацию своих желаний. Можно провести аналогию с краудфандинговыми фильмами или альбомами музыкантов: мне нравится, я покупаю и тем самым позволяю людям что-то сделать. Печатные книги есть краудфандинговые, много разных продуктов… И постепенно я думаю, это некоторым образом приходит и в текстиль, во все его сферы, и этот рынок будет тоже трансформироваться. И это очень крутая история для каких-то стартапов.

То есть сейчас такое время, когда каждый человек может попробовать (и для этого не нужно безумных денег!), реализовать свои идеи.

Беседовал Александр Шмаков