На выставке «Инлегмаш» на стенде компании «Текстиль и Технологии», занявшим одно из центральных мест в павильоне, мы побеседовали с представителем одного из ведущих европейских поставщиков бумаги для сублимации — компании Sappi (ранее Cham Paper). На наши вопросы ответил Тило Фрилинг (Thilo Frieling), менеджер по продажам Sappi Digital Solutions.
— Cham Paper обладает достаточно большой историей (более 175 лет) в производстве бумаги с корнями в Швейцарии. Несколько лет назад было принято решение перенести производство в Италию, и сейчас на двух итальянских фабриках производятся следующие группы продуктов: бумага для сублимации и для струйных принтеров, бумага для гибкой упаковки и этикеточная бумага.
В декабре 2018 года Cham Paper Group была приобретена крупным международным концерном SAPPI. Для нас имеет очень важное значение то, что мы стали частью такой крупной и признанной компании. В ней работает по всему миру более 12 тысяч сотрудников, и группа компаний SAPPI производит 5,4 млн тонн бумаги и 2,3 млн тонн целлюлозы. Конечно, если мы посмотрим на сублимационную бумагу, то она занимает относительно небольшой объём в портфолио Sappi, но на этот год мы имеем амбициозную цель достигнуть объёмов производства наших специальных носителей в 15 тысяч тонн.
— Какие основные рынки сбыта вашей сублимационной бумаги, выпускаемой под маркой TransJet?
— Исторически наш основной рынок — это Западная Европа. За последние 5–6 лет очень много продаж идёт в Северную Америку и Азию, также хороший рост показывает Восточная Европа. И это достаточно интересно, так как рынок сублимационной бумаги здесь, в зависимости от региона, растёт на 15–20% в год.
— Насколько высока конкуренция производителей на этом рынке?
— С точки зрения качества у нас не так много конкурентов, пожалуй, лишь один в Европе и один в Азии. Но наш основной рынок это Европа, и здесь мы чувствуем себя более чем уверенно.
Более того, я знаю, что наша бумага часто используется в качестве эталонного образца для сравнения и проверки материалов другими производителями, служа своего рода эталоном качества. Конечно, есть и другие компании, работающие на этом рынке, и компаний, которые хотели бы выйти на него, видя рост рынка сублимационной бумаги, становится всё больше.
— Как бы вы обозначили преимущества ваших бумаг?
— Всё, как всегда, кроется в деталях. Стоит отметить, что у нас есть два типа бумаги. Один тип бумаги мы производим для классических машин, таких, например, как Mimaki, Epson, Mutoh, Roland, то есть низкопроизводительных машин, и второй тип бумаг — для промышленных печатных машин, таких как MS и другие крупные цифровые машины, для которых требуется совершенно другое покрытие. Например, бумаги серии «фэшн» это 45 г/м², бумаги серии «индастриал» — 60 г/м² и бумаги boost 85 г/м², у которых есть специальное покрытие для индустриальных, промышленных машин.
И говоря откровенно, бумаги с boost-слоем являются достаточно уникальным продуктом с быстрым временем высыхания и очень хорошей отдачей цвета.
Это основное, на что я хотел бы обратить внимание, но также мы отличаемся тем, что наши продукты имеют постоянные качественные характеристики.
К примеру, клиент производит велосипедную форму, и он заказал партию костюмов в начале года, через время понял, что ему необходимо ещё какое-то количество. Для клиента критически важно, чтобы цвета были теми же. И, соответственно, мы обеспечиваем такое качество бумаги на всём протяжении времени, что её свойства и цветопередача остаются неизменными.
Что также крайне важно, мы предлагаем не просто бумагу, но и полный сервис. У нас и наших представителей в штате есть специалисты, отвечающие за качество, которые помогут выйти на необходимые производственные параметры.
У нас работают очень опытные технологи, которые тестируют каждую партию бумаги на нашем собственном парке сублимационных принтеров. Мы оцениваем такие параметры, как качество самого носителя, воспроизведение тонких линий, цветопередачу, плотность цвета и так далее. Мониторинг всех этих параметров производится постоянно.
— А если у клиента возникают сложности с выходом на необходимый цвет на ваших бумагах?
— Как я уже говорил, у нас есть технологи, которые в первую очередь рекомендуют проверить параметры и режим печати. В случае необходимости наши технологи, которые имеют сертификаты от всех ведущих производителей печатных машин и программного обеспечения, выезжают к клиенту и помогают решить проблему. И это бесплатно, для клиента это не будет стоить никаких денег.
— Можно ли рекомендовать использование тех или иных бумаг в зависимости от принтера, установленного у клиента?
— Основной параметр — это тип продукции, которую изготавливает клиент. Если он делает модную одежду с невысокой плотностью цвета, то ему подойдёт очень лёгкая бумага. Если
в основном это спортивная одежда, то нужна будет другая бумага, если модный трикотаж — третья. То есть мы идём скорее не от машины, а от задач клиента.
— Верно ли будет утверждение, что чем плотнее заливка, тем плотнее нужна бумага?
— Теоретически это так, но для наших бумаг 45–60 г/м2, предназначенных для промышленных машин, применяется специальное покрытие, позволяющее даже бумагам такой небольшой плотности впитать в себя больше краски. Поэтому в широком ряде случаев даже для сложных заливок можно использовать нашу бумагу меньшей плотности, чем у конкурентов.
Конечно, самое простое, что можно сделать, это рекомендовать клиенту использовать для плотных заливок более плотную бумагу. Но высший пилотаж в том, чтобы научиться достигать тех же результатов на более лёгких бумагах, и наша задача состоит в том, чтобы научить этому клиента. Для этого мы и наши представители имеют квалифицированных технологов и специалистов.
Конечно, результат зависит не только от бумаги, а и от качества принтера, качества каландра — целой совокупности факторов.
Прокомментировать отдельные моменты мы также попросили коммерческого директора компании «Текстиль и технологии» Григория Суменкова.
— Как обстоят дела с цветопередачей, если необходимо, к примеру, получить один и тот же цвет на разных носителях?
— Если вам необходимо с одной и той же бумаги и сюжета получить одинаковый результат на разных тканях, то вам нужно обратить внимание на профилирование, то есть в первую очередь это работа с РИП.
Качественные РИПы для работы с текстилем — InEdit NeoStampa или ErgoSoft например, предоставляют для этого все необходимые инструменты. Для каждого субстрата необходимо построить свой профиль, и мы такие задачи решаем регулярно.
— Как давно вы поставляете бумагу TransJet и насколько довольны российские клиенты?
— В феврале 2016 года мы начали поставки этой бумаги, поскольку у нас было заключено сразу три контракта на поставку машин для сублимационной печати. У нас были предложения от корейцев и от турков. Мы не стали ходит вокруг да около и обратились к производителю печатных машин — к MS, с вопросом, кого бы рекомендовали они.
Вариантов было всего два — Coldenhove и Cham Paper. Нас предупредили, что бумага не дешёвая. Мы начали сразу с больших рулонов для больших машин и затем стали возить бумагу для плоттерных машин. Мы начинали с четырех паллет бумаги в месяц, теперь наши поставки возросли многократно.
Действительно, российский рынок склонен искать самую низкую цену, но, с другой стороны, есть серьёзный спрос на воспроизводимость результата, чтобы сегодняшняя партия бумаги соответствовала той, что будет через полгода. И второе — спрос на качественную техническую поддержку. Могу сказать, что наши инженеры если не самые опытные, то одни из самых опытных в нашей сфере, и клиент готов платить несколько большие деньги за материалы, но при этом получать качественную поддержку, чтобы достигать необходимого результата.
Также немаловажно, что в тех крайне редких случаях, когда в рулоне случаются бракованные метры, компания Sappi всегда компенсировала клиентам бракованную бумагу.
— Что вы можете сказать о преимуществах и недостатках прямой печати?
— С моей точки зрения, преимущество прямой печати для новичков состоит в том, что она даёт им больше простора для реализации. Прямая печать дисперсными чернилами даёт больше гибкости с точки зрения конечной продукции. Особых недостатков у прямой печати нет, но я бы обратил внимание, что с точки зрения экологии сублимация — более чистая технология, меньшее количество чернил, нет процесса мойки и, соответственно, меньше отходов.
— Скажите, а каково сейчас соотношение прямой печати и сублимации на мировом рынке цифрового текстиля?
— Сейчас, если сравнивать сублимацию и прямую печать, то первая, безусловно, выигрывает в объёмах. Но мы видим, что прямая печать наращивает темпы, этот рынок растёт, и мы полагаем, что уже в ближайшее время доли будут пятьдесят на пятьдесят, и в будущем, возможно, прямая печать будет преобладать.
— Что вы думаете о расширении ассортимента для машин плоттерного типа шириной 1,8 метра?
— Мы видим этот запрос. Раньше всех устраивала ширина 1,62 м, теперь даже те, кто начинали с неё, выходят на новые машины, и сейчас запросы на ширину 1,8 м всё более часты. Мы уже выпускаем эту продукцию. Например, бумага плотностью 60 г/м², очень популярная в Европе и России в том числе, уже всегда доступна у нас для поставки.
— Насколько открыто ваше производство?
— Да, мы более чем приветствуем посещение клиентами нашего производства, проводим тренинги в нашем центре качества, где установлены печатные машины, РИПы, каландры.
— Никакой конкуренции (правильно ли я понял ваш ответ?) со стороны турецких и китайских компаний вы не ощущаете?
— По сублимационной бумаге мы действительно не чувствуем конкуренции, но по бумаге без покрытия, которая подходит для ряда приложений, она есть. Тем не менее мы не считаем это серьёзной проблемой, поскольку рано или поздно клиент приходит к тому, что ему надо улучшать качество, и становится нашим клиентом.
— Как представлена ваша продукция в России? Насколько вы довольны дилером и как оцениваете перспективы российского рынка цифрового текстиля?
— Мы настроены очень позитивно. Мы очень довольны нашим российским представителем: мы видим цифры, видим, что рынок растёт, мы видим вполне разумный и хороший рост. И меня особенно радует, что растёт количество клиентов, использующих сублимацию. И по нашим оценкам, темпы роста в России выше, чем в целом в Европе и мире.
На стенд приходит достаточно много молодёжи, что существенно отличается от европейского рынка, они работают в социальных сетях, продвигают сублимацию и в целом развивают рынок. Средний возраст российского клиента, который я вижу, 30–45 лет, они очень требовательны, знают чего хотят, и я просто получаю удовольствие от работы.
— Есть ли какие-либо рекорды, связанные с вашей бумагой?
— Навскидку припомнить именно наши рекорды я не могу. Но люди каждый день ставят мировые спортивные и другие рекорды, нося при этом одежду, сделанную при помощи нашей бумаги.
Беседовал Александр Шмаков