Лет пять или семь тому назад, ежегодная московская выставка «Реклама», в ее полиграфической части, была скорее про печать на бумаге и основах достаточно плотных, чтобы из этого получился достойный POS. Текстиль? Его присутствие ограничивалось робкими намеками сувенирного толка, изредка выходящими за рамки уже обыденных, а тогда вполне себе выдающихся футболок. Цифровой текстиль, казалось, и вовсе еще не родился. Понять, как переменились ветра, позволяет конференция «Цифровая печать и декорирование текстиля», состоявшаяся уже в четвертый раз в рамках «Рекламы-2022» по инициативе журнала «Цифровой текстиль».
Свежий отчет о состоянии профильного рынка в России, подготовленный экспертом издания Михаилом Шпилькиным, показывает стабильный интерес к печати на ткани. Заказчики ждут от типографий качественной полиграфии, оперативности, высок запрос на персонализацию и услугу print-on-demand, чтобы печатать, когда нужно и сколько нужно, не перегружая склад. Большое значение приобретает логистика и локализованный сервис.
С точки зрения технологий, судя по установкам принтеров и расходу чернил, балом правит сублимация (89% от общих 180 с лишним тонн) и устройства начального уровня, с которыми легче и безопаснее входить в бизнес. Растущая потребность в заказах по требованию, заставляет промо сбавлять обороты: в 2021 году из 32 миллиона квадратных метров полотна с помощью профессиональной техники было отпечатано только 28%, хотя еще в 2020-м ее задейстованность приближалась к 40%. Перспективными направлениями в цифровом текстиле становятся DTG и DTF. На их фоне рулонная печать на натуральных тканях выглядит сильно недооцененной, но в усиливающемся экологическом тренде ее востребованность будет только расти.
На позициях цифровой трансформации рекламной и текстильной отраслей компания «Смарт-Т» стоит с 2002 года, то есть буквально с основ, обеспечив себе репутацию лидера по поставкам печатных и раскройных машин в России, Белоруссии и Центральной Азии. Выбор средств производства всегда должен быть обдуманным, поэтому у «Смарт-Т» есть демозал, где на площади 500 кв.м. представлены все виды доступной для заказа техники. Беспокойство клиентов в отношении запчастей и расходных материалов, актуальное сегодня вдвойне, нивелируется одной фразой генерального директора фирмы Андрея Макачёва: «Наш склад заполнен продукцией, необходимой для бесперебойного функционирования производств». Речь идет, в частности, и о производствах на базе сублимационных принтеров Mimaki. За последние 12 месяцев «Смарт-Т» поставила порядка 85 устройств Mimaki TS100-1600 как самостоятельно, так и в паре с профессиональным каландром TitanJet RTX34. Отдельно Андрей Макачёв упомянул о стабильно растущем в России спросе на раскройные аппараты iECHO, в разы упрощающих самый ответственный этап в работе с текстилем.
Комплексный подход к продажам оборудования для текстильной полиграфии — отличительная черта Allart Service. Установки четырех- и восьмикрасочных печатных систем Colors широкого формата со встроенной УФ-сушкой на промышленных площадках российских поставщиков текстиля — Farfalina, 8 Selection, Texturelle и многих других — демонстрируют стремление бизнеса к полноцикличности. Разница в количестве инсталляций у принтеров Colors и продвигаемых Allart Service решениях для массовой печати в пользу первых согласуется с исследованием журнала «Цифровой текстиль»: индивидуальный подход в заказах превалирует. В то же время, среди рекламных агентств и модных брендов набирает популярность DTF-печать. Десятки комплексов, куда входит самый продаваемый принтер последних лет DTF-Oric, шейкер-сушка и РИП FlexiPrint, благодаря Allart Service успешно эксплуатируются по всей стране. В разное время их владельцами стали лидеры локального рынка фэшн-индустрии и дизайнерских товаров — GloriaJeans, Fancy Armor, GoGood, «Мам, купи!», «Ямайка», «Вишневый пирог». По отзывам пользователей, говорит менеджер Allart Инна Жерехова, оборудование на все сто оправдывает ожидания.
Мануфактуру «Принт текстиль» директор по развитию группы компаний «Вишневый пирог» Ирина Чернышева упомянула в числе других предприятий крупной коммерческой структуры, развившейся из некогда небольшой цифровой типографии. Помимо созданного четыре года назад текстильного подразделения, где не только печатают на ткани, но и шьют на заказ, в холдинг входит та самая, базовая типография «Вишневый пирог», специализирующаяся на многостраничных изданиях и подарочной упаковке, производство фотокниг «Студия 52» и онлайн-платформа «Лемон принт» для обслуживания потребностей по печати у малого и среднего бизнеса. Это не считая собственного бренда женской одежды. Плюс такой бизнес-модели в самодостаточности каждой из составных частей и ситуативной интеграции между собой. Например, к брендированной футболке, толстовке, платку, можно добавить открытку, набор стикеров или даже альбом с фотографиями и упаковать в персональную коробку. Кроме сублимационных принтеров, на которые приходится до 32 погонных километра запечатанной ткани в год, «Принт текстиль» успешно практикует DTF-технологию.
Развивая тему подарков, продакт-менеджер по кастомизации «Проекта 111» Ирина Колосова упомянула сухой факт: в первом полугодии 2022 года, по сравнению с прошлым, спрос на сувениры и мерч как на способ рекламы вырос в России на 17,5%. У Интернета просадка за тот же период, — больше трети. Не удивительно, что при сложившейся конъюнктуре предпочтений, оборот компании, изначально нацеленной на подарочный сегмент, достигает пяти миллиардов рублей. Клиенты «Проекта 111», принимающего свыше тысячи заказов ежедневно, — рекламные агентства, но и частный интерес к его деятельности не редкость: все 37 тысяч артикулов продукции и полный прейскурант цен на услуги по нанесению принтов на текстиль (8 способов) и кастомизации (50 видов), доступны на сайте совершенно свободно.
В основе привлекательности современного мерча, по словам Ирины Колосовой, лежит оригинальная идея и стилистические нюансы — сочетание фактур, интересные, функциональные детали. Кроме того, модная вещь должна выглядеть ярко, чтобы помочь своему владельцу выделиться из толпы, и, даже являясь серийным продуктом, ощущаться своей, личной. Будет это достигнуто с помощью съемных элементов, как у кроссовок Adidas и M&M’s, именной вышивки на заднике обуви, как у Nike Air или фирменных шевронов, которыми посетители магазинов Levi’s дооформляли купленные ими куртки и джинсы — дело случая. Три слагаемых успешной коммуникации, заставляющие клиента влюбиться в подарок, — вовлеченность, качество, стиль.
Со стилем у производителя одежды и аксессуаров для путешествий Fancy Armor все в порядке. Проснувшись в 2012-м с мыслью о швейной машинке, чтобы выпускать прославившие бренд чехлы для чемоданов, чего прежде не делал никто, основательница компании Елена Ларина только спустя три года приобрела первый сублимационный принтер, а затем еще два. К чехлам с тех пор присоединились дождевики, шопперы, органайзеры — готовые и на заказ, с индивидуальным дизайном. Не без тени сомнения, но решительно приступив к развитию направления печати по запросу на основе термотрансфера, скрывающегося под аббревиатурой DTF, Елена не прогадала: за текущий год клиентами Fancy Armor стали триста рекламных агентств и более пятисот компаний, с названиями слишком известными, чтобы о них умолчать. В разное время за брендированными багажными чехлами и сопутствующими аксессуарами обращались РЖД, «МТС», «Почта России», «Сколково», «Газпром», «РИА Новости», Russia Today, Kaspersky и многие другие.
Опасение переоценить возможности, приступая к чему-то новому, считает хозяйка Fancy Armor, естественно. Она диагностировала это ощущение как «комплекс самозванца», возникающий у небольших фирм, когда те заходят на территорию крупных игроков. Есть, впрочем, и верный способ преодолеть неуверенность: приступить к делу несмотря ни на что (волков бояться — в лес не ходить), поставив целью максимальное удовлетворение от результата.
Заняться текстильной полиграфией самостоятельно ныне полноценный промышленный комплекс Kunjut в Санкт-Петербурге сподвигло то же, что привело Елену Ларину к мыслям о швейном цехе: опираться на Китай стало невыгодно — далеко, долго и дорого. Для дизайнерского бюро с репутацией законодателя трендов, стремление к производственной независимости в принципе правильно и, на глубинном уровне, обусловлено желанием выйти за рамки доступного. Впрочем, даже полагаясь только на холодный расчет, директор Kunjut Николай Першин усматривает в цифровой печати по текстильной основе массу плюсов и ни одного минуса. Ткань с уникальным авторским рисунком позволяет создать уникальную вещь, а значит быстро добиться коммерческого успеха. Изделия больше не нужно отшивать впрок и хранить остатки нераспроданных коллекций. У брендов и типографий появляется возможность своевременно и без лишних расходов адаптироваться под потребности рынка — менять дизайн, корректировать тиражность заказов.
Выбирая технологию для «боевого крещения» в Kunjut предпочли сублимацию, поскольку так получается точнее воспроизводить цвета и градиентные переходы без привязки к типу графики. В используемых компанией синтетических и смесовых материалах, недостатка нет: порядка пятидесяти разных основ всегда находятся на складе, плюс там ничего не имеют против тканей, принесенных клиентами. Минимальный заказ по печати — 8 квадратных метров, из которых на месте могут выкроить и сшить образец будущего изделия. В пользу Kunjut как надежного партнера в области текстильной полиграфии говорит сотрудничество с российскими модными дизайнерами — Федором Дьяконовым, Петей Ле, Анастасией Янсетер, музеями, включая Эрмитаж, банками, выставочными центрами, десятками государственных и частных организаций.
Опыт открывает способность к предвидению — это, если вкратце объяснить зачем ветерану рынка рекламной печати LBL Print понадобилось к парку рулонных и листовых цифровых машин уровня Vutek, HP Scitex и Agfa Jeti Mira докупать мощный текстильный тандем — гибридный промышленный принтер JP4 EVO от MS Printing Solutions и каландровый термопресс Monti Antonio. В центрах принятия решений, определяющих мировую полиграфическую повестку, случился переход от жестких к гибким, текстильным вывескам — такова одна из причин амбициозного дооснащения LBL Print в 2019 году. Кроме того, внутри России появился большой объем заказов по печати на ткани от производителей сувенирной продукции и одежды, в связи с чем задача поставщика услуг заключалась в том, чтобы одним махом охватить весь спектр возможностей. Наконец, уверенного ответа на запрос по альтернативным рекламным носителям требовали внимательно считывающие тренды корпоративные клиенты.
С появлением JP4 EVO, кроме синтетической материи печатающего на нетканых материалах и даже ковролине, в LBL Print освоили несвойственные прежде направления мерча, брендированного текстиля и выпуск принтованной ткани в рулонах. Обычные для типографии заказы по комплексному оформлению помещений и массовых мероприятий стали включать в себя текстильные конструкции, изготовленные в том числе с помощью флуоресцентных чернил.
Что будет, если поверх светящихся неоновых красок выборочно наложить металлизированную фольгу? Как ни странно, получится модная вещь. Границы чрезмерного в фэшн-индустрии сильно раздвинуты относительно других отраслей, а учитывая склонность дизайнеров культивировать в покупателях чувство собственной уникальности, шик и блеск останутся с нами надолго. Во всяком случае итальянские и скандинавские модельеры на подиумных показах этого года высказались однозначно.
Из ассортимента расходных материалов «Дубль В» текстильная фольга Leonard Kurz тоже, кажется, не пропадет никогда. Напротив, официальный поставщик продукции легендарного немецкого бренда в РФ и СНГ, поддерживает актуальный набор предложений, включая самые свежие: поступление голографической фольги было обещано еще весной и вот, пожалуйста, она уже в наличие. При этом, уверенным в исключительно блестящей функции фольгирования руководитель отдела элитной упаковки и P.O.S.- материалов «Дубль В» Анастасия Гусева рекомендует не забывать о цветной, полупрозрачной, черной и белой фольге, открывающим широкое поле для экспериментов.
Продвигая изящный и доступный вариант придания дополнительной привлекательности товарам российских модных компаний «Дубль В» реализовала немало совместных проектов, самым ярким из которых стал выпуск капсульной линейки одежды бренда Averi для категории бодипозитивных женщин. Нанесение фольги на текстиль, в зависимости от целей, происходит двумя способами — каландровыми термопрессами в промышленных масштабах либо с использованием цифрового принтера, трафаретного станка и тигельного пресса, если речь идет о малых тиражах. Ключевую роль в устойчивости конечного результата играет клей, с его же помощью декор можно усложнить, совместив фольгу разного типа или, накладывая по нескольку слоев, добиться объемного эффекта.
В своем вступительном докладе, открывавшем конференцию, Михаил Шпилькин отметил последовательный рост инсталляций текстильных принтеров: в 2021 году таковых было больше, чем в 2020-м, опередившем по установкам предпанедмийный 2019-й. Очевидно, что технические мощности российских типографий растут, но потребности рынка растут еще быстрее. И от того, с каким рвением производители отреагируют на новую реальность во многом зависит самодостаточность и дальнейшее развитие печати на текстиле.